Уроки № 52-53. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

0
603

Уроки № 52-53. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; способствовать воспитанию экологи­ческой культуры.

I . Чтение текста.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек живет в определённой окружающей среде. Загрязнение среды дела­ ет его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища пере­лётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и мил­ лиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетическо­ го и нравственного отдыха.

Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей приро­ды, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культу­рой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее су­щественная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима че­ловеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравст­ венной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной эко­ логии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех её взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздей­ствия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении мно­ гих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литера­ туры, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впе­ чатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи- значит постоянно обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, напоминают, напоми­ нают… Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены та­ лант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испыты­ вать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возде­ лывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как пра­ вило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология куль­ турная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение зако­ нов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозна­ ченной границы между природой и культурой. Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ров­ ными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ста­ вил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или над озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, веселая игруш­ка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определённом месте, украшающее его, служа­ щее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ланд­ шафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

Человек – существо нравственно оседлое: даже и для того, кто был кочевни­ ком, тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

По Д. Лихачеву

II . Предварительные упражнения.

Объясните постановку знаков препинания. С какой целью повто­ряются отдельные слова в предложении? Как соотносятся слова родное -свое!

Определите стиль и тип текста. В чем его особенность? Что вы знаете об авторе текста – академике Д. С. Лихачеве? Какие его книги чи­тали?

Чем определяется композиция текста? Разделите текст на смысло­ вые отрезки (части) и озаглавьте их.

Примерный план

Воспитание любви к родному краю- задача первостепенной важ­ности.

Человек живет в определенной окружающей среде.

Что такое экология?

Сохранение культурной среды – наш долг.

Прошлое и будущее человека неразрывны.

Экология биологическая и экология нравственная.

Человек – существо нравственно оседлое.

4. Подкрепите рассуждения автора собственными примерами.

III . Работа над содержанием текста.
Вопросы:

Что вам известно об экологической обстановке в нашей стране, в го­роде или районе, где вы живете? Что вы знаете об усилиях ученых, отдель­ ных граждан, жителей, по спасению от загрязнения воздуха, морей, рек, животного и растительного мира? Что такое экология? Найдите в тексте место, где автор объясняет лексическое значение этого слова.

Чем определяется духовное богатство человека? Раскройте содержа­ ние выражений: уважение к предкам, долг перед потомками.

IV . Изложение с элементами сочинения.