Уроки 51–52 А. П. ЧЕХОВ: «МОЕ СВЯТАЯ СВЯТЫХ…» ТРИЛОГИЯ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

0
592
информатика

Уроки 51–52 А. П. ЧЕХОВ: «МОЕ СВЯТая СВЯТЫХ…» ТРИЛОГИЯ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

Цели урока: вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показалось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, – вопрос человеческой свободы; указать главную проблему трилогии; рассмотреть, проанализировать рассказ «Человек в футляре».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Аналитическая беседа по вопросам.

– Кого из писателей, наряду с Тургеневым, вы бы назвали мастерами «малой прозы»?

Несомненно, прежде всего Чехова!

Согласны ли вернуться к нему? А как отнесетесь к мнению, что к Чехову отношение особенное?

– Какие страницы Чехова сохранила ваша память? («Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»)

– Что вам особенно близко и дорого на чеховских страницах?

– Можно ли говорить об особом, «чеховском» языке?

– Как вы читаете Чехова?

– Мы сразу же сблизили его страницы с тургеневскими «стихотворениями в прозе». а что их отличает?

– Почему рассказ стал излюбленным жанром Чехова (все-таки не «стихотворение в прозе», как бы ни были поэтичны и лиричны чеховские страницы, а рассказ)?

– Но рассказ бывает разным. Мы уже отмечали, что чехов любил рассказ-сценку. Попробуем воссоздать один из них.

(Индивидуальное задание: инсценировка отрывка из рассказа Чехова «Хамелеон» или на выбор учащихся.)

– Менялся ли чехов и его рассказ? а менялось ли ваше отношение к чеховским страницам? Что показалось вам особенно важным в его творчестве?

– Центральным вопросом, который волновал Чехова, был вопрос человеческой свободы. А как вы понимаете, что такое свобода? (Выслушиваются мнения учеников.)

А. П. Чехов писал: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».

Запишем эти слова Чехова и попытаемся объяснить, что они обозначают.

– Что значит «абсолютнейшая свобода»? От чего может быть свободен человек? Что значит «свобода от силы и лжи»? чьей лжи? Кого перед кем?

2. Анализ рассказа «Человек в футляре».

Вы прочитали трилогию Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Главная проблема трилогии – это тема свободы человека, свободы в чеховском понимании.

– Согласны ли вы с этим? Почему?

– Как вы считаете, почему Чехов называет рассказ «Человек в футляре»?

Обратимся к главному образу – образу Беликова; найдем его портрет, описание образа жизни, обсудим историю неудавшейся женитьбы.

Выпишем наиболее яркие фразы, характеризующие учителя греческого языка:

«Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге…».

«… как бы чего не вышло».

– Как вы думаете, в существовании ли этого человека видит проблему Чехов – или проблема в другом?

«… однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!»

Значит, проблема не в том, что существует один человек, который словно закован в футляр и всего боится. Вероятнее всего, были вполне объективные психологические причины, в результате действия которых сформировался именно такой характер. Проблема в том, что он умел влиять практически на всех жителей города:

«Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние 10–15 лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…»

Если он влиял практически на всех жителей города, значит, в их душах тоже была эта струна страха перед действительностью, которая резонировала в ответ его словам.

– Оценку влиянию Беликова на городское общество дает рассказчик. Мы вновь встречаемся с формой рассказа в рассказе. Итак, повествователь. Кто он? Что мы знаем о нем? Кто его собеседник?

(Перечитываем начало рассказа.)

Автор выводит на сцену двух героев, двух запоздавших охотников: это ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. Историю Беликова рассказывает Буркин, но вторую историю – о своем брате Чимше-Гималайском – рассказывает Иван Иваныч. Таким образом, оба героя будут по очереди и собеседниками, и рассказчиками. В произведениях Чехова нет ничего случайного, и часто всего одна фраза коренным образом смещает акценты, словно переворачивая тему, придавая ей совершенно новое звучание.

3. Самостоятельная работа (по группам): составление «досье» на двух охотников.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский: ветеринарный врач (представитель интеллигенции). «Его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом»; известен всей губернии.

Внешность: «высокий худощавый старик с длинными усами».

Сначала «сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна».

Буркин: учитель гимназии в губернском городе, «не естественник» (тоже представитель интеллигенции). «Каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком».

Внешность: в начале рассказа об этом ничего не говорится. Мы видим только: «Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках».

Именно Буркин рассказывает историю о Беликове, дает оценку его поступкам и поведению горожан. Мы слушаем эту историю, и у нас возникает вопрос:

– Каким же человеком является сам рассказчик?

– Как он выглядит?

– Можно ли верить его оценкам?

Но Буркин лежит на сене, и его не видно. (Это драматургический прием. Повествователь, описывающий пребывание двух охотников в сарае, знает, как выглядит Буркин, но почему-то не описывает его в начале. Почему?)

И вот Буркин появляется:

«Учитель гимназии вышел из сарая. Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс…»

– Таким ли вы представляли себе Буркина? Чего добивается таким описанием автор? (Вместо красивого и умного человека средних лет с интеллигентными чертами лица (как обычно ученики судят по рассказу о Беликове) перед нами – толстый и лысый – это обескураживает учеников.)

– Как вы думаете, кто первый «человек в футляре», о котором идет речь в рассказе? (Читаем абзац про Мавру, которая нигде, кроме своего села, не была и последние десять лет выходила на улицу только по ночам.)

– Как вы думаете, кто рассказывает про Мавру? Вероятно, Буркин: он хорошо знает эту местность и ее жителей.

– Как герои оценивают жителей города?

Буркин: «Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! И это потому, что совсем не делается то, что нужно».

Иван Иваныч (реплика во время рассказа о Беликове):

«– Да. Мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же, терпели… то-то вот оно и есть».

– Какое чувство испытали преподаватели гимназии после похорон Беликова?

«Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные, постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, – чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому, и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой. Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?»

Герою, вероятно, казалось, что со смертью Беликова изменится вся жизнь.

– Как видите, мы действительно вернулись к вопросу о свободе, поставленному в начале работы. Итак, свобода тайком, украдкой, пока взрослые уехали. Можно ли ее назвать истинной, «полною» свободой?

Буркин сам дает ответ на этот вопрос: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».

– Буркин видит пассивность, страх в других людях, в жителях своего города. Но что же обращает внимание Ивана Иваныча?

Иван Иваныч словно подводит итог рассказу Буркина:

«– То-то вот оно и есть, – повторил Иван Иваныч. – а разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?»

– Что означают эти слова? Футляр – считает Иван Иваныч – в нас самих, в каждом из нас.

– Прочитайте описание природы в заключительной части рассказа. Какова его роль? Какие слова вы считаете ключевыми?

«Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу… кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».

– Как завершает автор композицию рассказа?

Чехов повторяет одну деталь, которая словно подводит своего рода итог, «окольцовывает» рассказ: это «легкие шаги», которые раздаются недалеко от сарая.

– Это Мавра ходит, – сказал Буркин.

Шаги затихли».

И тут же, как протест против этих шагов, звучащих в душе практически каждого человека, шагов, порожденных страхом перед жизнью, звучат слова Ивана Иваныча:

«– Видеть и слышать, как лгут, – проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, – и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше так жить невозможно!»

– Слышит ли Ивана Иваныча собеседник?

Мы видим, что Буркин расхожей фразой закругляет беседу и засыпает, а Иван Иваныч «все ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубку».

IV. Подведение итогов урока.

– Что же не дает уснуть Ивану Иванычу?

– Вспомним еще раз его слова о «футляре»: «Ненужные бумаги… игра в винт… жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?» Что значат эти слова?

«Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. «Футляр», по мнению Ивана Иваныча, в каждом из нас, в нас самих.

А вы как считаете? Какова наша жизнь? Каков наш выбор, наша свобода?

Домашнее задание: перечитать рассказ «Крыжовник»; прочитать рассказ «О любви» (учебник), составить план характеристики Алехина.

поурочные планы, 8 класс, русская литература