Уроки 5-6. Фонетика и орфография

0
84

Уроки 5-6. Фонетика и орфография

Цель: закрепить знания по фонетике; развивать орфографиче­ скую зоркость учеников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный дик­ тант; задания по занимательной лингвистике.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мчаться, лететь,
нестись и т. д.)

«Четвертое лишнее»: у какого слова нет антонима? Катет, медленный, утро, любить. (Катет.)

«Четвертое лишнее»: какое из этих слов является историзмом? Длань, ямщик, выя, паки. {Ямщик, остальные слова- архаизмы:

длань ладонь, рука; выя – шея; паки – опять, сновав)

II . Проверка домашнего задания

Г. Упражнение 14.

Два человека у доски делают морфологический разбор слов на­ клоняюсь и двойного, двое других – фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.

2. Упражнение 15.

Читаем специальные слова (термины), например: русский язык – суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; лите­ратура – эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика – гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.

В это время два человека у доски записывают сложные пред­ ложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предло­ жений.

III . Повторение темы «Фонетика и орфография»

1. Беседа по вопросам (с. 9). Дополнительные вопросы:

– В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь
может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам,
переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)

Для сильных классов:

– Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме
того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко – «ж» смяг­ чается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом
говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)

2. Фонетический разбор слов.

Сгореть – 2 слога Чувство – 2 слога

с – [з] – согл., звонк. ч – [ч] – согл., глух.

г – [г] – согл., звонк. у – [у] – гласи., уд.

о – [а] – гласи., безуд. в – [-]

Р

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь