Уроки № 44-45. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
1271
общество

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(2 часа)

Уроки № 44-45. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о неполных предложениях, о сфере их употребле­ ния; выработать навык отличать неполные предложения от односоставных.

I . Словарный диктант (на уроке № 44 слова записываются, не­которые орфограммы объясняются; на уроке № 45 проводится кон­троль).

Гуманистические устремления, российская профессура, подать апел­ ляцию, вынужденный компромисс, привилегированная публика, посвящение в студенты, кристально честный человек, комментарий к французской балладе, прогрессивная интеллигенция, желтая пресса, городские трущобы, диссертация о классицизме, участвовать в президентской кампании, довер­ чивые сверстницы, молодцеватые ровесники.

II . Новый материал.

Знакомство с понятием «неполные предложения».

Анализ диалога (упр. 219).

Сопоставительный анализ полных и неполных предложений.

Полные Неполные

Пришла долгожданная зима. – Зима пришла?

Пришла.
Приятно любоваться заснеженны
Чем ты любуешься?
ми елями.
– Заснеженными елями.

Чтение § 25.

Вопросы и задания:

1) Где чаще всего используются неполные предложения? 2) Как мы их понимаем? 3) Какие члены пропущены в неполных предложениях? 4) Как при произнесении может быть выражен пропущенный член предло­жения? 5) Как это обозначается на письме?

Закрепление изученного. Упражнения 220, 221.

Работа по разграничению неполных и односоставных пред­ложений.

Здесь важно внести ясность в слово подразумевается, поскольку учащиеся применяют его по отношению как к неполным, так и односостав­ ным предложениям (определенно-личным). Выясняется, что в определен­но-личном предложении отсутствующий субъект действия обусловлен грамматически – формой глагола-сказуемого. В неполном же предложении члены предложения могут быть восстановлены только по смыслу.

1. Прочитайте текст. Устно вставьте подразумеваемые члены пред­ложения. Сделайте вывод о том, каковы стилистические особенности упот­ ребления неполных предложений. Найдите односоставные предложения.

Стой прямо! Ногами не дрыгай и гляди мне в глаза! – холодно говорит он.

Ну, глянул, – робко отвечает Вовка.

И что ты там видишь?

Ну, ничего. Синяк вижу, царапину.

Не туда смотришь, смотри глубже.

Ну, круги вижу… Зрачок, дырку…

Ты видишь в моих глазах гнев!

А. Гайдар

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя не­ полные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложе­ния. Выиграет ли от этого текст? (Использовать для задания на дом.)

Диктант с грамматическим заданием. (Выполняется на уроке № 45.)

Павка дорабатывал свою смену. Он уже собрался уходить, но сменявшего его парня не было. Домой его не отпустили, и пришлось уставшему Павке работать вторые сутки. К ночи он совсем выбился из сил.

К перерыву надо было наполнить громадные кубы. Отвернул Павка кран, но вода не текла. Клонило ко сну. Павка улегся на дрова и незаметно заснул. Забулькал кран, и вода быстро наполнила судомойню. Скоро вода просочилась в зал, стало заливать вещи. Поднялась суматоха. Шум. Крики раздражения. Бросились к спяще­ му Павке. Удары по голове. Жгучая боль. Со сна он ничего не понимал. Избитый Павка еле доплелся домой. Брат Артем спросил его:

Кто тебя бил?

Прохошка.

Ладно, лежи.

Артем отомстил за брата.

Н. А. Островский

Грамматическое задание: 1) Подчеркните неполное предложе­ние. 2) Обозначьте вид односоставных предложений (о/л, н/л, б/л, н) – по одному каждого вида.

4. Определите типы предложений, входящих в текст. Назовите орфо­ граммы в корне слова.

КТО ЧЕМ СВЕРКАЕТ?

Сверкает яркий луг росой.

Карась боками гладкими.

Мудрец-умом.

Лицо – красой.

А трус – босыми пятками.

Какие члены пропущены в предложении Ни друзей у него, ни род­ных; ни он к кому, ни к нему никто (М. Е. Салтыков-Щедрин)?

Определите виды предложений Знойная полуденная тишина. Ни звука (В. Катаев).

Какие члены предложения пропущены в афоризме Чем выше солнце, тем короче тень?

V . Задание на дом:

§ 25, упр. 222, подготовиться к словарному диктанту по упр. 225 и словам в рамках на с. 102, 103.