Уроки 44-45. Контрольный диктант и его анализ

0
858
window

Уроки 44-45. Контрольный диктант и его анализ

Цели: проверить знания учеников о причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора,

Методические приемы: диктант, лингвистический разбор, ана лиз ошибок, работа над ошибками.

Ход урока

I . Диктант

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про­ гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чу­десный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардей­ цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан­ ные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше) II . Грамматическое задание

Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по сос­ таву:

1-й вариант – дурачившими, 2-й вариант – засыпанные.

2. Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант – Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучив­шийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант – Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

3. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз­ бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшен­ ных, засыпанные.)

Урок 46. Слитное и раздельное написание не с причастиями

Цели: повторить написание не с различными частями речи, по­ казать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, беседа по вопросам, словарная работа.

Г

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными час тями речи.

Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, i ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, нелас ковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, | некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое ¥ предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, I а веселое приключение.

II . Изучение темы «Слитное и раздельное написание

!

не с причастиями» Слово учителя. В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами i прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфо граммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие мо жет присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. I Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую ;; форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сде- 8 лаем записи в тетрадях.

Случаи слитного написания не с причастиями:

1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

– От какого слова образовано причастие? (От глагола «него­ довать».)

Возможно ли употребление причастия без не? (Невозможно.)
Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

– Подберите однокоренные слова других частей речи. (Него­ дование, негодовать.)

2) Невыраженный признак, нерешённая задача.

– Есть ли при причастиях зависимые слова?

Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработан­ ная речь.

– Какое значение имеют наречия очень, весьма”? (Значения степени.)

Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени {очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно. Случаи раздельного написания не с причастиями:

1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

Постарайтесь найти причину раздельного написания не с при­ частиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.

2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

Есть ли у причастий зависимые слова, т.е образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует при­ частный оборот), то пишется с не раздельно.

3) Реки еще не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.

В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)

– Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

III . Выполнение упражнений

1. Упражнение 132: комментированное письмо.
Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один уче­ ник выполняет на доске, остальные – в тетрадях.

Элементы разговорного стиля – обращение, разговорные обо­ роты, слова: через день-два, едва.

2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей
проверкой «по цепочке».

IV . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 65-66, в словарик; составить с ними словосочетания.

Выровненный, прекратить, претензия, претендовать. Домашнее задание

1- § 24.

2. Упражнение 134.