Уроки 39–40
Мотивы свободы и гордого одиночества
в лирике М. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
Цели: продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова; уточнить представления учащихся о лирическом герое лермонтовской поэзии – человеке передовом и деятельном, любящем жизнь, борьбу и свободу (в самых разных ее проявлениях), но чувствующем себя одиноким; познакомить с интимной лирикой поэта, рассказать об адресатах любовной лирики Лермонтова.
Наглядные пособия: рисунки поэта; кассета с записью романсов на стихи Лермонтова.
Ход уроков
I. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания:
1. Перечислить основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
2. Чтение (наизусть) стихотворения «Родина».
3. Почему поэт называет «странной» свою любовь к родине? Почему настоящее России не удовлетворяет поэта?
4. На сколько частей можно разделить это стихотворение? В чем смысл деления?
5. Первоначально поэт назвал стихотворение «Отчизна». Почему, на ваш взгляд, Лермонтов изменил первоначальное название?
6. Какие картины русской природы вызывают «отрадные мечтания» поэта?
II. Слово учителя.
Основная тема творчества М. Ю. Лермонтова – человеческая личность в ее отношении к обществу. Главный герой многих стихотворений, поэм и драм – гордая и свободолюбивая личность, беспокойная, активная, жаждущая действий и борьбы. Но в условиях жестокого николаевского режима («Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себя, вынашивать свои мысли…» А. И. Герцен) такая личность не может найти применения своим незаурядным способностям, своей могучей силе, а значит, обречена на одиночество. Одиночество, изгнанничество тяготят сильного человека, он пытается его преодолеть.
Вспомним лучшие произведения Лермонтова: «Мцыри», «Парус», «Демон». Даже в стихах о природе поэт выступает как поборник свободы.
Мотив одиночества находит воплощение в ряде основных образов лермонтовской лирики: «на севере диком стоит одиноко», «белеет парус одинокий», «одна и грустна» растет пальма, «одиноко… стоит старый утес», «выхожу один я на дорогу».
III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».
Вопросы:
1. Чем объясняется, что в лермонтовской лирике значительное место занимает мотив одиночества, грусти, печали?
2. При помощи каких художественных средств поэт передает чувство одиночества, печали, неприкаянности лирического героя?
Печальным сознанием недостижимости счастья, тоской и одиночеством наполнено стихотворение «Выхожу одни я на дорогу…». Перед нами не просто описание звездной ночи, а огромный мир, вселенная во всем своем великолепии. От природы, свободной и могучей, не знающей противоречий, «мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям» (Н. И. Громов). Поэту трудно в этом мире, потому что нет «свободы и покоя».
IV. Любовная лирика.
Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова непохожа на пушкинские стихи о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придает драматизм лирическим стихотворениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдание, а не радость.
Екатерина Сушкова (стихотворение «Нищий»), Наталья Иванова (драма «Странный человек», «Я не унижусь пред тобою…»), Мария Щербатова («На светские цепи»), Варенька Лопухина («Молитва») – прекрасные женщины, в которых влюблялся поэт и которым посвящал стихи.
Чтение учащимися стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Я видел раз ее в веселом вихре бала…», «Отчего», «Благодарность», «Оправдание» и др.
Главную мысль всех стихотворений о любви можно выразить словами самого поэта:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Стансы
Может быть, Лермонтов не был создан для счастья в обычном понимании этого слова, но он никогда не променял бы своего дара (быть гениальным поэтом) на покой и домашний уют. Быть поэтом – тоже счастье.
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова, дать письменный анализ.
2. Прочитать стихотворения Лермонтова «Дума», «Поэт», «Пророк», «Кинжал», «Не верь себе…» и другие.