Вид деятельности: игровая форма, сообщения, соревнования, конкурсы, творческие задания.
Цели: воспитывать интерес к произведениям искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; способствовать формированию социально значимых мотивов учения, культуры поведения, трудовой дисциплины, коллективизма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческое воображение.
Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции картин художников, изделия художественных народных промыслов, раздаточный материал для заданий, карточки разных цветов для оценивания ответов; для учащихся – тетради по ИЗО; творческие работы, художественные принадлежности.
Ход уроков
I. Организация класса.
Открытие выставки детских работ должно быть радостным событием школьной жизни.
Игровая форма урока – проверка и закрепление знаний школьников, полученных за учебный год.
Для активизации духа соревнования класс делится на группы, каждая команда должна иметь свою эмблему и название.
Учащихся знакомят с правилами проведения урока. За выкрики, несдержанность и плохое поведение будут сниматься очки. Ответы засчитываются тем командам, которые ведут себя сдержанно и поднимают руки. В конце урока подводится итог, выявляются места 1-е; 2-е и 3-е.
Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов:
Игры-Загадки,
Игры-Лото,
Игры-Соревнования или эстафеты,
Игры-путешествия или экскурсии, композиционные игры.
Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким и понятным. Для активизации команд упражнения давать на время.
II. Организация выставки.
Организовать выставку поискового материала учащихся за год – самодельные книги по искусству со статьями и репродукциями.
Главное при художественном оформлении выставок – найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя. Цельной и продуманной должна быть композиция выставки. Фон стендов, на котором размещаются экспонаты выставки, должен быть неярких тонов. При размещении экспонатов следует учитывать характер освещения.
III. Решение кроссворда.
1. Хитрое животное.
2. Он висит на дереве и на нем рисуют.
3. Радужная принадлежность для рисования.
4. Она бывает белой и цветной.
5. Его боится карандаш.
6. Ею пишут картины.
7. Жанр искусства – «мертвая природа».
8. Главное средство выразительности в живописи.
9. Он бывает теплым и холодным.
Л |
И |
С |
А |
|||||
Л |
И |
С |
Т |
|||||
К |
Р |
А |
С |
К |
А |
|||
Б |
У |
М |
А |
Г |
А |
|||
Л |
А |
С |
Т |
И |
К |
|||
К |
И |
С |
Т |
Ь |
||||
Н |
А |
Т |
Ю |
Р |
М |
О |
Р |
Т |
Ц |
В |
Е |
Т |
|||||
Т |
О |
Н |
IV. Игротека.
1. Игра «Угадай героя и нарисуй».
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Василиса Прекрасная.)
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешен,
На окошке стужен.
(Колобок.)
Что за дивный зверь такой?
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да аршинными ушами.
(Конек-горбунок.)
2. Дидактическая игра «Собери пейзажи».
Цели: закрепить знания о жанре пейзажа, его составных элементах, признаках времен года, настроении, времени суток.
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, кустов, трав, гор, озер, облаков, тонированный картон, солнце, месяц, звезды.
Описание. Команды должны составить пейзажи из комплекта выданного материала за условленное время. По аплодисментам учащихся класса определяется команда-победитель, пейзаж, который окажется красивее.
3. Дидактическая игра «Натюрморт».
Цели: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу.
Материал: муляжи овощей и фруктов, сухие и свежие листья и цветы, кусочки ткани и цветная бумага.
Описание. Команды за условленное время составляют натюрморт. При подведении итогов учитываются критерии: композиционное решение, эстетическое оформление, использование изобразительных выразительных средств, цветовое сочетание и др.
4. Мозаика «Собери репродукцию».
Цели: закрепить знания об изобразительном искусстве.
Материал: разрезанные на кусочки открытки или небольшие репродукции картин.
Описание. В течение определенного времени участники должны собрать целостное изображение картины.
5. Игровое задание «Что перепутал художник»?
Тени на рисунке не соответствуют телам, нужно определить их правильное положение.
6. Игра «Дорисуй картину».
Дорисовать вторую половину рисунка, повторяя первую, соблюдая симметрию.
7. Игра-упражнение «Узнай героя картины».
Цели: закрепить знания учащихся о произведениях изобразительного искусства.
Материал: фрагменты картин В. М. Васнецова «Алёнушка»; «Иван-царевич на Сером Волке»; «Богатыри»; М. А. Врубеля «Царевна Лебедь»; «Демон», таблички с фамилиями художников и названиями картин.
Предлагается по фрагментам картин определить героев, изображенных на полотне, и автора картины. После ответов учащихся показывается полностью вся картина и таблички с фамилией художника и названием картины.
V. Выступление детей по теме «Народные художественные промыслы».
Цели: закрепить знания о народном декоративно-прикладном промысле.
Материал: деревянная посуда с хохломской росписью, вазы Гжели и жостовские подносы.
Учащиеся должны определить название промысла и рассказать об этом виде народного искусства.
VI. Итог уроков.
Сообщение результатов и награждение победителей.