Уроки 32-33. Конфликты и протестное движение

0
925
физика

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

А. де Сент-Экзюпери

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Можно предложить терминологический диктант.

Социальное поведение, элементы социального поведения, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника, социальное взаимодействие.

В это время несколько учащихся выполняют письменные индивидуальные задания по вопросам:

– Чем различаются действия и поступки?

– Почему в толпе нормальные люди могут стать неумышленными убийцами?

– Является ли конфликт частной формой конкуренции? Индивидуальный опрос по вопросам:

– Структура социального взаимодействия.

– Поведение как социологическая категория.

– Основные формы взаимодействия.

III. Изучение нового материала

План

1. Социальная напряженность как социологическая категория.

2. Конфликт. Классификация конфликтов.

3. Этапы развития конфликта.

4. Способы разрешения конфликта.

5. Протестное движение и его формы.

1. Социальная напряженность как социологическая категория

Расставьте следующие слова по степени нарастания конфликтности: нелады, несогласие, диспут, дискуссия, схватка, спор, столкновение, сражение, скандал, перепалка, перебранка, война, потасовка, распри.

Все эти слова в разной степени отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.

(Затем учитель предлагает посмотреть инсценировку заранее подготовленного фрагмента басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Инсценировка не требует большой подготовки. Костюмы только обозначаются, например таблички или бумажные шапки с надписями «Лебедь», «Рак», «Щука».)

– Как вы думаете, от чего зависит успех любого дела? (От согласованных действий тех, кто берется за выполнение дела.)

– Какое качество выручает человека в общении с другими людьми? (Терпимость.)

В современном обществознании термин «терпимость» обычно ассоциируется с понятием «толерантность». Однако толерантность – это более широкое понятие, и оно означает не только терпимость, но и готовность не быть агрессивным по отношению к другим мнениям, проявлять интерес к другой культуре.

Агрессивность есть не что иное, как сознательное стремление нанести вред ближнему. Это черта характера, которая, к сожалению, в той или иной степени присуща многим из нас, и мы проявляем ее в различных ситуациях. Агрессивность можно считать дочерью гнева и основой некоторых конфликтных ситуаций. Узнать, в какой степени агрессивность присуща вам, поможет тест.

Тест «Агрессивны ли вы?»

Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет». Каждый ответ «да» – 5 очков, «нет» –

О очков.

1. Легко ли вы выходите из терпения?

2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?

4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?

6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?

7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

10. Бываете ли вы неприятны для окружающих?

11. Часто ли вы наказываете тех, кто этого заслуживает?

12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно?

13. Впадали ли вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?

0-34 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость и любовь как в факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Ваше умение владеть собственными эмоциями нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессии других.

35-65 очков. Вы склонны к агрессивности в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении душевно ранить других. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемые «высказывания правды в глаза» часто означают лишь проявление вашей агрессивности. Так же как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте (особенно, если количество очков приближено к 65), так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?

Другой тест позволит определить, как вы себя обычно ведете в конфликтной ситуации, во время ссоры.

Тест для оценки собственного поведения в конфликтной ситуации

Прочитайте следующие утверждения и решите, свойственно ли вам то или иное поведение. Поставьте соответствующие баллы: «часто» – 3 балла, «от случая к случаю» – 2 балла, «редко» –

1 балл.

Итак, как вы обычно ведете себя во время ссоры?

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своей цели.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически не согласен (это может сузить площадь конфликта).

8. Иду на компромисс (не путать с пунктом 3).

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта; понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Теперь внесите выставленные вами баллы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса. В какой колонке сумма баллов оказалась самой высокой – это и есть стиль вашего поведения в конфликтной ситуации.

А – утверждения 1, 6, 11 – … баллов;

Б – утверждения 2, 7, 12 – … баллов;

В – утверждения 3, 8, 13 – … баллов;

Г – утверждения 4, 9, 14 – … баллов;

Д – утверждения 5, 10, 15-… баллов.

Стиль А – «жесткий» тип решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Во что бы то ни стало вы стараетесь выиграть. Тип человека, который всегда прав. «Жесткий» стиль хорош тогда, когда необходимы немедленные действия; когда вы уверены, что правы, а на доказательство нет времени.

Стиль Б – «примиренческий» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда две головы лучше, чем одна, и всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу; ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «Примиренческий» стиль поможет в решении, выгодном для обеих сторон, и сохранит нормальные отношения между сторонами.

Стиль В – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Этот стиль может выручить при столкновении двух равных сил, если разногласия невелики и, соглашаясь с мнением противника, вы не особенно проигрываете.

Стиль Г-«мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Стиль Д – «уходящий» стиль. Ваше кредо – вовремя уйти от обострения ситуации. Вы стараетесь не обострять обстановку, не доводить конфликт до открытого столкновения.

На всем протяжении истории для общества были характерны в силу разных причин проявления социальной напряженности.

(Далее учитель организует работу с определением понятия «социальная напряженность» (с. 75 (Кравченко)). Следует выделить основу социальной напряженности (социальная неудовлетворенность), ее сущность (высокийуровень социального недовольства), ее формы (скрытая и открытая агрессивность).)

2. Конфликт. Классификация конфликтов

В диалектической философии конфликтом называется всякого рода противоречие. В соответствии с учением Гегеля и одним из открытых им законов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) противоречие является источником всякого развития, в том числе и личности.

Конфликт как социальное явление имеет ряд сущностных признаков:

• всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их;

• всегда есть объект (предмет) столкновения;

• по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента;

• каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте.

Таким образом, конфликт – это взаимодействие двух и более

субъектов, когда в силу обстоятельств происходит столкновение личностных смыслов, т. е. именно в данный момент субъекты осознают свои интересы и желают их реализовать. Конфликт – это столкновение конкурирующих субъектов за обладание объекта, который одинаково высоко ими оценивается.

Конфликт – сложное явление, имеющее следующие составляющие:

• субъекты конфликта (оппоненты или противоборствующие стороны);

• объект конфликта (дефицитный ресурс или контроль над таким ресурсом);

• предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, которая является причиной разногласий между оппонентами);

• участники конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны), подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту), пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами), посредники (те, кто своими действиями пытается остановить или разрешить конфликт).

В зависимости от основания конфликты можно разделить на определенные группы.

1. По содержан