Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Можно предложить терминологический диктант.
Социальное поведение, элементы социального поведения, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника, социальное взаимодействие.
В это время несколько учащихся выполняют письменные индивидуальные задания по вопросам:
– Чем различаются действия и поступки?
– Почему в толпе нормальные люди могут стать неумышленными убийцами?
– Является ли конфликт частной формой конкуренции? Индивидуальный опрос по вопросам:
– Структура социального взаимодействия.
– Поведение как социологическая категория.
– Основные формы взаимодействия.
III. Изучение нового материала
План
1. Социальная напряженность как социологическая категория.
2. Конфликт. Классификация конфликтов.
3. Этапы развития конфликта.
4. Способы разрешения конфликта.
5. Протестное движение и его формы.
1. Социальная напряженность как социологическая категория
Расставьте следующие слова по степени нарастания конфликтности: нелады, несогласие, диспут, дискуссия, схватка, спор, столкновение, сражение, скандал, перепалка, перебранка, война, потасовка, распри.
Все эти слова в разной степени отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.
(Затем учитель предлагает посмотреть инсценировку заранее подготовленного фрагмента басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Инсценировка не требует большой подготовки. Костюмы только обозначаются, например таблички или бумажные шапки с надписями «Лебедь», «Рак», «Щука».)
– Как вы думаете, от чего зависит успех любого дела? (От согласованных действий тех, кто берется за выполнение дела.)
– Какое качество выручает человека в общении с другими людьми? (Терпимость.)
В современном обществознании термин «терпимость» обычно ассоциируется с понятием «толерантность». Однако толерантность – это более широкое понятие, и оно означает не только терпимость, но и готовность не быть агрессивным по отношению к другим мнениям, проявлять интерес к другой культуре.
Агрессивность есть не что иное, как сознательное стремление нанести вред ближнему. Это черта характера, которая, к сожалению, в той или иной степени присуща многим из нас, и мы проявляем ее в различных ситуациях. Агрессивность можно считать дочерью гнева и основой некоторых конфликтных ситуаций. Узнать, в какой степени агрессивность присуща вам, поможет тест.
Тест «Агрессивны ли вы?»
Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет». Каждый ответ «да» – 5 очков, «нет» –
О очков.
1. Легко ли вы выходите из терпения?
2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?
3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?
4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?
5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?
6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?
7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?
8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?
9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?
10. Бываете ли вы неприятны для окружающих?
11. Часто ли вы наказываете тех, кто этого заслуживает?
12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно?
13. Впадали ли вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?
0-34 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость и любовь как в факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Ваше умение владеть собственными эмоциями нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессии других.
35-65 очков. Вы склонны к агрессивности в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении душевно ранить других. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемые «высказывания правды в глаза» часто означают лишь проявление вашей агрессивности. Так же как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте (особенно, если количество очков приближено к 65), так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?
Другой тест позволит определить, как вы себя обычно ведете в конфликтной ситуации, во время ссоры.
Тест для оценки собственного поведения в конфликтной ситуации
Прочитайте следующие утверждения и решите, свойственно ли вам то или иное поведение. Поставьте соответствующие баллы: «часто» – 3 балла, «от случая к случаю» – 2 балла, «редко» –
1 балл.
Итак, как вы обычно ведете себя во время ссоры?
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своей цели.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически не согласен (это может сузить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс (не путать с пунктом 3).
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта; понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Теперь внесите выставленные вами баллы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса. В какой колонке сумма баллов оказалась самой высокой – это и есть стиль вашего поведения в конфликтной ситуации.
А – утверждения 1, 6, 11 – … баллов;
Б – утверждения 2, 7, 12 – … баллов;
В – утверждения 3, 8, 13 – … баллов;
Г – утверждения 4, 9, 14 – … баллов;
Д – утверждения 5, 10, 15-… баллов.
Стиль А – «жесткий» тип решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Во что бы то ни стало вы стараетесь выиграть. Тип человека, который всегда прав. «Жесткий» стиль хорош тогда, когда необходимы немедленные действия; когда вы уверены, что правы, а на доказательство нет времени.
Стиль Б – «примиренческий» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда две головы лучше, чем одна, и всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу; ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «Примиренческий» стиль поможет в решении, выгодном для обеих сторон, и сохранит нормальные отношения между сторонами.
Стиль В – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Этот стиль может выручить при столкновении двух равных сил, если разногласия невелики и, соглашаясь с мнением противника, вы не особенно проигрываете.
Стиль Г-«мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Стиль Д – «уходящий» стиль. Ваше кредо – вовремя уйти от обострения ситуации. Вы стараетесь не обострять обстановку, не доводить конфликт до открытого столкновения.
На всем протяжении истории для общества были характерны в силу разных причин проявления социальной напряженности.
(Далее учитель организует работу с определением понятия «социальная напряженность» (с. 75 (Кравченко)). Следует выделить основу социальной напряженности (социальная неудовлетворенность), ее сущность (высокийуровень социального недовольства), ее формы (скрытая и открытая агрессивность).)
2. Конфликт. Классификация конфликтов
В диалектической философии конфликтом называется всякого рода противоречие. В соответствии с учением Гегеля и одним из открытых им законов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) противоречие является источником всякого развития, в том числе и личности.
Конфликт как социальное явление имеет ряд сущностных признаков:
• всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их;
• всегда есть объект (предмет) столкновения;
• по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента;
• каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте.
Таким образом, конфликт – это взаимодействие двух и более
субъектов, когда в силу обстоятельств происходит столкновение личностных смыслов, т. е. именно в данный момент субъекты осознают свои интересы и желают их реализовать. Конфликт – это столкновение конкурирующих субъектов за обладание объекта, который одинаково высоко ими оценивается.
Конфликт – сложное явление, имеющее следующие составляющие:
• субъекты конфликта (оппоненты или противоборствующие стороны);
• объект конфликта (дефицитный ресурс или контроль над таким ресурсом);
• предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, которая является причиной разногласий между оппонентами);
• участники конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны), подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту), пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами), посредники (те, кто своими действиями пытается остановить или разрешить конфликт).
В зависимости от основания конфликты можно разделить на определенные группы.
1. По содержан