Цель урока: расширять знания учащихся об исторических памятниках Казахстана; объяснять детям важность и необходимость знания истории и культуры страны для развития личности; воспитывать гражданские и патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», видеофильм об Астане, цветные карточки-билеты, макет карты Казахстана, рисунки- образы исторических мест, музыкальный материал.
Круг радости
– Добрый день, друзья! Я приглашаю вас в круг радости.
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и поздороваемся. Скажите друг другу: «Здравствуй!» А теперь мы поздороваемся со своей Родиной, передавая через руки и глаза теплоту и нежность. Скажите своей Родине: «Здравствуй, Родина! Я желаю тебе мира, любви и процветания».
Учитель незаметно подбрасывает вверх разноцветные кружки, треугольники, квадраты, они падают, создавая красивый фейерверк.
– Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите на нее внимательно. Это волшебный билет. Родина приглашает нас в путешествие.
Минутка тишины
– Но путешествие наше особенное, ребята, потому что совершим мы его на «ковре-самолете». Располагайтесь удобно, можете закрыть глаза. Слушайте музыку и представляйте. (Звучит музыка)
Ковер-самолет поднимается вверх и легко уносит нас в безоблачное голубое небо. Держитесь крепко друг за друга. Почувствуйте руку друга, почувствуйте его поддержку. (Пауза…). Мы парим над континентами: Евразия, Америка, Африка, Австралия. (Пауза).
Ковер-самолет опускается ниже, и перед нами предстает один из замечательнейших городов нашей Родины.
– Ребята, этот удивительный и прекрасный город нашей страны называется Туркестан.
Звучит музыка с восточными мотивами, песня.
Мы приземляемся. Медленно потянитесь и откройте глаза.
Почитаем в хрестоматии
Город Туркестан
Туркестан – древний город наших прадедов. Он расположен между реками Каратау и Сырдарья, на великом Шелковом пути. С востока и запада шли в город нескончаемые вереницы караванов. В давние времена город назывался Шабгар, позднее его переименовали в город Яссы.
Слово Туркестан означает место, где остановились тюрки. С сакских времен наши прадеды входят в тюркские племена. Они возводили этот город, открывали учебные заведения – медресе.
Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Себя Ахмет называл «Яссауичкий раб Ходжа». Он родился в городе прадедов – Исфиджабе (Сайрам). Ахмет рос умным, талантливым мальчиком и стал известен на всем Востоке как великий ученый- просветитель.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Когда он дожил до возраста Мухаммеда, он сказал: «Моя душа ничем не лучше его души, поэтому я не хочу видеть этот мир». Близкие вырыли ему пещеру и построили жилье – килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Ушёл Ходжи Ахмет Яссауи в мир иной, будучи в ладу с собой, с миром, с мыслью о жизни в раю.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи.
Для построения этого сооружения тысячи людей вставали в один ряд и через тысячи рук передавали жженые кирпичи. Фундамент укрепляли конскими копытами. Одно из самых великих сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Известный в то время мастер Аблилялиз изготовил знаменитый казан в местности Карнак. Казан выполнен из сплава семи металлов, в него помещается мясо семи лошадей. На внешней стороне казана выгравировано на арабском языке имя мастера.
Земля Туркестана с давних времен является символом святости для нашего народа. Ханы, восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, Вы, новое поколение, окунётесь в историю своей земли, отражённую в каждом камне, в каждом кирпичике.
– Расскажите, что вы узнали о Туркестане?
– Каким вы себе представили этот город? Какую картинку к этому рассказу вы бы нарисовали?
– Как вы думаете, почему люди построили памятник Яссауи? Почему в те времена так высоко ценили дело учителя?
Работа в тетради
Задание 1 .
– Действительно, город Туркестан – это необычный город. Он богат своими культурными и историческими памятниками. Это город мавзолеев, в которых хранится память о замечательных людях казахской земли прошедших веков. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи –один из красивейших мавзолеев Туркестана.
– Хотите ли вы взглянуть, ребята, как выглядит мавзолей этого человека?
– Откройте тетрадь. Задание 3 по раскрашиванию выполните дома, и вы получите изображение мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи.
– Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – это символ города Туркестана.
Учитель на макете карты Казахстана, который имеет очертания границ нашего государства, выставляет флажок или рисунок-образ с надписью «Туркестан» на месте расположения города. В качестве символического образа можно взять мавзолей Х. Ахмета Яссауи.
– Интересно, а какие еще исторические памятники сохранились в городах и селах нашей Родины?
– Чтобы узнать это, мы продолжим путешествие. Возьмите в руки волшебные билетики, закройте глаза. (Звучит музыка с восточными мотивами или песня).
– Представьте загадочный древний город, который хранит в себе тайны и секреты отечественной истории. Что расскажет нам этот город о жизни наших предков, об их подвигах и самоотверженных поступках?
– Давайте мы остановимся в этом городе и узнаем…
– Но сначала нужно узнать название города. В этом нам поможет ребус. Найдите в тетради задание 1. Разгадайте ребус, и вы узнаете, как называется старинный город.
Ответы детей.
– Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали. Действительно, город называется Отрар. В хрестоматии предлагается увлекательный рассказ об этом городе.
Почитаем в хрестоматии
Город Отрар
Город Отрар – один из крупных городов, появившихся в казахской степи в средние века. Второе его название – Фараб. Он располагался на перепутье рек Арыси и Сырдарьи.
Основным занятием жителей этого древнего города было ремесленничество. Город в своей истории много раз подвергался разрушениям и много раз заново рождался. Отрар был красивым городом, с широкими улицами и каменными домами. Его окружали высокие стены для защиты от врагов.
В этом городе родился знаменитый ученый-мыслитель того времени Абу Насыр Аль-Фараби. Он был умным и талантливым человеком, который всегда стремился к знаниям. Он знал много языков, любил читать. Подтверждением тому служит богатая библиотека времен Аль-Фараби, которая прославила город Отрар. Аль-Фараби называют вторым учителем мира после Аристотеля…(см. текст «Отрар»).
– Что вы узнали о городе Отраре?
Ответы детей.
Работа с хрестоматией
М. Шаханов. «Мечта»
– Прочитайте про себя стихотворение М. Шаханова «Мечта» и охарактеризуйте действия героев.
После чтения стихотворения и беседы учитель делит класс на 4 группы и предлагает каждой группе подготовить выразительное чтение отрывка стихотворения «Мечта» с инсценировкой.
1 группа – от слов: «Отрар — город старый,
Как наши преданья…
О них говорили Степенные люди.»
2 группа – от слов: «…О них говорить
Скоро начали все:
Сомкнулись жестокие
Губы Доила.
Глазами сверкнул.-
Словно камень застыл.»
3 группа: от слов «…Старик обратился
К Абу и спросил: …
– Как дождь в летний зной,
Твое откровение мне,
Милый мой!»
4 группа от слов: « …Без озера гуси не проживут.
Он вспыхнул во мгле,
Чтоб вечно сиять
На родимой земле!»
Группы сопровождают чтение инсценировкой
Дискуссия по вопросам
– Как вы думаете, должен ли человек на пути к своей цели отбрасывать все то, что мешает ее достижению? Почему?
– Может ли человек стремиться достичь своей цели всеми возможными способами, даже безнравственными? Почему?
– Какими людьми стали герои этой легенды?
– О каком знаменитом человеке говорится в этом стихотворении?
– Расскажите, каким вы себе представили город Отрар, прочитав текст и прослушав стихотворение?
Учитель на макете выставляет флажок или рисунок-образ с надписью «Отрар» на месте расположения города Отрара. В качестве символического образа можно взять портрет Аль-Фараби.
Работа в тетради
– Нарисуйте город Отрар. Выставка рисунков (задание 2).
Домашнее задание
– Выполните задание 3. Раскрасьте изображение Мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи.
2 урок (продолжение)
Демонстрация видеофильма об Астане .
– Наш путь лежит в столицу нашей Родины, город Астану.
Демонстрация видеофильма об Астане .
– В этом молодом, быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек, которые обязательно станут историческими памятниками нашей Родины. Одним из таких памятников является архитектурный комплекс «Астана-Байтерек». Этот монумент символизирует священное дерево – дерево мудрости и стойкости.
На макете, на месте расположения столицы Казахстана, появляется флажок или рисунок-образ с надписью «Астана». В качестве символического образа можно взять «Байтерек».
– А сейчас мы отправляемся в конечный пункт нашего путешествия – в город Алматы (город, поселок, в котором живут ученики данного класса.)
В городе Алматы находится много замечательных исторических и культурных памятников.
Давайте мысленно пройдемся по некоторым достопримечательным местам города.
Парк имени 28 героев-панфиловцев…
– Интересно, почему этот парк назван именно так?
– А что вы знаете о героях-панфиловцах?
Ответы детей.
– В этом парке стоит интересное здание. Оно называется Свято-Вознесенский кафедральный собор. Его еще называют «Хранителем древностей». Архитектором собора был А.П.Зенков. Строительство храма началось в 1904 году. Это уникальное здание, оно было построено из дерева, без единого гвоздя. Собор примечателен еще и тем, что смог выдержать сильнейшее землетрясение, которое было в 1911 году. Тогда у города было еще старинное название – город Верный.
На главной площади города Алматы – площади Республики– стоит стела: парящий в ослепительном небе южной столицы «золотой человек» управляет укрощенным крылатым барсом. А вокруг него – символы вехи истории древней и многострадальной казахстанской земли. Этот памятник подарил алмаатинцам авторский творческий коллектив под руководством Шоты Валиханова.
«Золотой человек» символизирует твёрдую государственную власть на земле казахов.
У подножия стелы размещена скульптурная группа из аллегорических фигур: «Мудреца-неба», «Матери-земли» и двух фигур детей на жеребятах. Фигуры размещены по четырём сторонам света. Эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность.
По обеим сторонам стелы на расстоянии восемнадцати метров подковообразно по кругу размещены десять рельефно-скульптурных стенок, чередующихся с надписями. В них нашли отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней: образование государства, защита Отечества, годы великих бедствий, национально-освободительные движения, мировая война, декабрьские события 1986 года, провозглашение Независимости и другие.
Учитель демонстрирует выставку, посвященную историческим памятникам и местам Алматы. На макете выставляется флажок или рисунок-образ с надписью «Алматы» на месте расположения города Алматы. В качестве символического образа можно взять «Золотого человека».
– Сегодня мы узнали о многих исторических памятниках нашей Родины.
– Что вы знаете о памятниках, которые есть в нашем крае?
– Как вы думаете, почему нужно знать об исторических реликвиях своего народа, своей страны?
Ответы детей.
– Вы правы, дети. Исторические памятники нашей Родины «рассказывают» нам о нашем народе, об истории и культуре, о традициях и обычаях, о духовных и материальных ценностях.
Творческая работа по теме «Архитектурное сооружение 21 века»
Организация работы.
1. Класс необходимо разделить на группы по 6-7 человек.
2. Каждая группа получает материалы: старые журналы, ксерокопии с видами современных зданий, архитектурных сооружений и др.
3. Группы обсуждают тему, составляют план работы, распределяют между собой виды деятельности.
4. Работа над созданием проекта.
5. Презентация работы.
Домашнее задание
– Напишите рассказ об историческом памятнике своего города или Казахстана и нарисуйте его (задание 4). Прочитайте в хрестоматии «Исторические и культурные памятники г. Алматы», «Родник Райымбека» и др.
Круг «От сердца к сердцу»
– Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Благодарю вас и предлагаю снова обратиться со словами благодарности к нашей Родине. Давайте скажем ей свои добрые пожелания!