Уроки № 23-24. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

0
608
анимация

Уроки № 23-24. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; проверить отработку навыка пунктуа­ции; способствовать воспитанию гуманной личности.

Написать сочинение о гордости и доброте.

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шква­лы. У берегов стоял толстый лёд. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и пону­ ро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной ры­ бачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижав­ шись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными за­ тылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бу­ терброды с копчёной колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, со­ бачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

– Пети! – тихо позвал старик. – Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспоко­ ишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожа­ ли и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохва­ тывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором и то и де­ ло подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

– Пети! – снова позвал старик. – А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять стари­ку, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На ста­ рика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

– Эх, Пети! Пети! – шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала про­ сить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

– Просишь, стерва? – спросил он. – А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

– Что же это вы, гражданин! – сказал молодой человек. – Раз собаку держи­
те, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню
выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

Ну и отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

Пети, не смей! – крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и мед­ной мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Паль­ цы у него дрожали.

Ещё обижается! – сказал скуластый молодой человек. – Какой независи­ мый, скажи пожалуйста.

А, брось ты его! На что он тебе сдался! – примирительно произнёс один из его товарищей, наливая всем пиво.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

Один бутерброд! – сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

Один! – сказал старик.

Берите! – тихо сказала продавщица. – Я на вас не разорюсь…

Палдиес! – сказал старик. – Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в се­ рый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

– Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и выти­ рал рукавом глаза – верно, они слезились у него от ветра.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 часов + 2 часа на развитие речи)

Второстепенные члены предложения изучаются в той же системе, что и главные: вначале в порядке самостоятельной работы проводится по­вторение всего, что учащиеся знают, затем материал излагается в полном объеме, причем знакомое четко отделяется от нового. Изложение материа­ла может проводиться разными способами: сообщение учителя, чтение учебника вслух или про себя с заданием обнаружить новое, разбор данных учителем примеров, сообщение, заранее подготовленное учащимися, и т. д. Большая часть времени отводится закреплению, причем в упражнениях основное внимание обращается на новые и наиболее трудные способы вы­ ражения членов предложения, а также на особенности употребления язы­ковых явлений в речи.