Уроки № 21-22. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ИЛИ КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) И ЕГО АНАЛИЗ

0
1002
шрифт



Уроки № 21-22. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ИЛИ КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) И ЕГО АНАЛИЗ

(Можно проверить знания учащихся с помощью данного теста.)

Цель: проверка знаний учащихся. I . Чтение текста (диктант).

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окру­ жающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из мно­ гого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Муд­ рость же открыта и надёжна. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Д. С: Лихачев. Письма о добром и прекрасном

II . Тест.

1) Укажите номера предложений, в которых:

а) сказуемое простое глагольное -№ I , 2, 8 (ответы для учителя);

б) сказуемое составное глагольное -№6, 7,5 (ответы для учителя);

в) сказуемое составное именное -№3,4 (ответы для учителя).

1. Ребята успешно начали новый учебный год. 2. Бумага делается из древесины. 3. В комнате делается душно. 4. Лекция обещает быть интерес­ ной. 5. Он обещает быть у нас завтра. 6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов). 7. Я начал разыскивать свою сестру. 8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.

2) Расставьте знаки препинания.

/. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин). 2. Лес ценнейшее сырье. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский). 4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет). 5. Бедность не порок. 6. Её уста как свежая роза рдеют. 7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

3) Запишите номера предложений, в которых:

а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся

№ 4, 5 (ответы для учителя);

б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми

№ 6 (ответы для учителя).

А- подлежащее выражено личным местоимением.

4) Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запи­шите соответствующую букву).

/. Слово не воробей.

2. Без нее грош цена всем этим

патронам (В. Некрасов).

Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.

Я ужасно рада, что ты мой брат.

Я- сын сторожа.

Наша задача— служение От­чизне.

Б – подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологи­ческий оборот.

В – перед сказуемым стоит отрица­тельная частица не.

Г- один член основы выражен име­нем существительным, другой неоп­ ределенной формой глагола. Д – авторский знак препинания. В результате должна появиться запись: 1-В;2-Б;3-А;4-А;5-Д;6-Г.