Цели: повторить нормы литературного языка, проверяемые на ЕГЭ; продолжить формирование навыков учащихся по культуре речи; пробудить интерес к истории развития родного языка.
Тип урока: комбинированный.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Материал для учителя.
– «Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)», – писал профессор С. И. Ожегов.
Термин «норма» по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. Академик В. В. Виноградов ставил изучение норм языка на первое место среди важнейших задач русского языкознания и области культуры речи.
Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Система норм литературного языка является общеобязательной, кодифицированной (закрепленной).
В эту систему входят частные нормы:
1) произношения;
2) словоупотребления;
3) написания;
4) формообразования.
При этом литературные нормы осознаются как обязательные.
Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых человеческая жизнь перестает быть нормальной.
Один из теоретиков культуры речи профессор Б. Н. Головин выделяет пять уровней коммуникативного круга.
Первый уровень – от действительности к сознанию автора. Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача.
На втором уровне замысел высказываний соединяется с языковыми данными автора.
На третьем уровне происходит «речевое исполнение» замысла.
На четвертом уровне происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации.
На пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы.
По мнению лингвистов, главными единицами коммуникативного круга при переходе языка в речь являются слово и высказывание. Именно поэтому овладение искусством общения, искусством слова, культурой письменной и устной речи необходимо для каждого человека, независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.
Примерные темы мини-исследований:
· Орфоэпические нормы русского языка.
· Акцентологические нормы русского языка.
· Лексико-фразеологические нормы русского языка.
· Грамматические нормы русского языка.
· Стилистические нормы русского языка.
· Орфографические нормы русского языка.
· Пунктуационные нормы русского языка.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа с текстом: упр. 273–275, подготовка ответов на вопросы и задания к упражнениям.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: по упр. 276, взаимопроверка.