Уроки 18–19 В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

0
1250

Уроки 18–19 В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Цели: углубить представления учащихся о романтизме; способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, элегическая грусть, мечтательность, постижение «невыразимого», устремленность к идеальному, таинственному, созданному воображением поэта, утверждение ценности человеческой жизни; развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета.

Ход урока

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

А. С. Пушкин

I. Экспресс-опрос.

Запись в тетради программы русского романтизма:

1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).

2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем, но желает жить в этом мире и быть понятым им. Однако будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

4. Интерес к фольклору и национальной истории.

5. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

6. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

II. Краткие биографические сведения о поэте (сообщения учащихся). Работа со статьей учебника (с. 114–120).

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

Вопросы:

1. Выделите основные поэтические образы. Проследите за развитием лирического сюжета.

2. Какие состояния человеческого духа передает образ моря?

3. Почему невозможно кажущееся согласие между морем и небом?

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

Беседа по вопросам:

1. Как менялось ваше настроение во время чтения баллады?

2. Что составляет ее сюжет?

3. Как в балладе отразился интерес Жуковского к обычаям русского народа, его фольклору?

4. Какую роль в балладе играет пейзаж?

5. Какие характерные признаки романтического мироощущения нашли свое отражение в «Светлане» Жуковского?

6. Особенность переводов В. А. Жуковского («У меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое»).

V. Выразительное чтение учащимися стихотворений Жуковского («Невыразимое», «Эолова арфа», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Перчатка»).

VI. Итог урока.

Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского».

Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на тему «”Светлана” В. А. Жуковского – баллада о русской старине» по схеме:

I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

II. Доказательства:

1. Аргументы:

а) …

б) …

в) …

2. …

3. …

III. Вывод.

поурочные планы, 9 класс, литература