Уроки 18–19 В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»
Цели: углубить представления учащихся о романтизме; способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, элегическая грусть, мечтательность, постижение «невыразимого», устремленность к идеальному, таинственному, созданному воображением поэта, утверждение ценности человеческой жизни; развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета.
Ход урока
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А. С. Пушкин
I. Экспресс-опрос.
Запись в тетради программы русского романтизма:
1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).
2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.
3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем, но желает жить в этом мире и быть понятым им. Однако будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.
4. Интерес к фольклору и национальной истории.
5. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.
6. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.
II. Краткие биографические сведения о поэте (сообщения учащихся). Работа со статьей учебника (с. 114–120).
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
Вопросы:
1. Выделите основные поэтические образы. Проследите за развитием лирического сюжета.
2. Какие состояния человеческого духа передает образ моря?
3. Почему невозможно кажущееся согласие между морем и небом?
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
Беседа по вопросам:
1. Как менялось ваше настроение во время чтения баллады?
2. Что составляет ее сюжет?
3. Как в балладе отразился интерес Жуковского к обычаям русского народа, его фольклору?
4. Какую роль в балладе играет пейзаж?
5. Какие характерные признаки романтического мироощущения нашли свое отражение в «Светлане» Жуковского?
6. Особенность переводов В. А. Жуковского («У меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое»).
V. Выразительное чтение учащимися стихотворений Жуковского («Невыразимое», «Эолова арфа», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Перчатка»).
VI. Итог урока.
Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского».
Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на тему «”Светлана” В. А. Жуковского – баллада о русской старине» по схеме:
I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).
II. Доказательства:
1. Аргументы:
а) …
б) …
в) …
2. …
3. …
III. Вывод.