Уроки 163-164. Морфология

0
568
информатика

Уроки 163-164. Морфология

Цели: закрепить знания учеников по морфологии; проверить навыки различения слов разных частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, элементы сопоставительного анализа, работа с таблицей, задания по морфологии частей речи, орфоэпическая работа, выра­ зительное чтение, выполнение упражнений.

Ход уроков

I . Лингвистическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте
синтаксический разбор, определите части речи, укажите их
роль в предложениях.

Проникая (в)глубь ткани ц…лебнаямазь пр…красно сн…мает боль во(с, сс)т…навливает и(м, мм)ун…тет.

Комментарий. Обратим внимание на существительное с пред­ логом в глубь. У него есть зависимое слово: в глубь чего? ткани.

Проникая в глубь ткани, целебная мазь прекрасно снимает боль, восстанавливает иммунитет.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 439: взаимопроверка. ..

В это время четверо учеников выполняют на доске словообра­ зовательный разбор и разбор слов по составу.

Комментарий. Стиль данного текста характеризуют слова вы­ сокого стиля: Родины, святым, великий, жертвами, долг, праздник, пал, Победа, одолеть, терпенье, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству.

III. Повторение темы «Морфология»

Беседа по вопросам § 77.

Работа с таблицей (упражнение 440). Таблицы заполняется на доске и в тетрадях.

Вопросы по морфологии отдельных частей речи.

На какие группы делятся имена существительные по значе­ нию? (Собственные и нарицательные; одушевленные и не­ одушевленные.)

Какого рода слова забияка, неряха, засоня, выскочка, непо­ седа, плакса! (Это слова общего рода.)

В чем особенность склонения существительных солярий, компо­ зиция, собрание! Просклоняйте их. (Существительные на -ий, -ие, -ия оканчиваются в некоторых падежах на -и: (о) компо­зиции (Р., Д., П. падежи), о солярии, о собрании (П. падеж:).)

В чем особенность склонения числительного один! (Оно со­ гласуется во всех падежах с существительным, как прила­гательное: одного, одному, одним, об одном.)

Расскажите о спряжениях глагола.

4. Выполнение задания.

1) Образуйте формы множественного числа от существитель­ ных: директор, доктор, сторож:, округ, якорь, выбор, торт, фронт, шофёр, редактор, герб.

(Директора, доктора, сторожа, округа, якоря, въ£оры, торты, фронты, шофёры, редакторы, гербы.)

2) Исправьте речевые ошибки в прилагательных:
Можно сделать это более лучше.

Новые шторы гораздо красивее старых.

Самый тяжелейший экзамен еще предстоит.

(Можно сделать это лучше. Можно сделать это более хорошо.

Новые шторы гораздо красивее старых.

Самый тяжелый экзамен еще предстоит.)

3) Просклоняйте числительные (по вариантам; выполняем на
доске и в тетрадях): 735,489.

(И. семьсот тридцать пять; четыреста восемьдесят де­ вять.

Р. семисот тридцати пяти; четырехсот восьмидесяти де­ вяти.

Д. семистам тридцати пяти; четыремстам восьмидесяти девяти.

Т. семьюстами тридцатью пятью; четырьмястами восьмью­ десятью девятью.

П. семистах тридцати пяти; о четырехстах восьмидесяти девяти.)

4) Расставьте ударения в формах глагола.

(Глаголы записаны на доске; ученики по очереди читают и за­ писывают, ставя ударение.)

Брала, взяла, взяло, гнала, занял, заняла, заняло, заняли, подал, по­ дала, подали, понял, поняла, плыла, плыли, поднял, подняла, подняло, прибыл, прибыла, прибыли, принял, приняла, приняло, прийняли.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 441: устно.

Упражнение 442: самостоятельная работа; морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

Упражнение 443: выразительное чтение, письменное выпол­ нение.

Упражнение 444: устный разбор; определение глаголов, при­ частий и деепричастий как членов предложения.

Упражнение 446: устно.

Домашнее задание

Упражнение 445 (части упражнения по вариантам).

§ 78: вопросы на с. 199.