Уроки 14-15. Цивилизация и общество

0
595
страны мира

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Геродот

Цели: ознакомить с особенностями цивилизационного и формационного подходов в изучении общества; развивать навыки аналитического мышления, умения сопоставлять, делать сравнительные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель объявляет тему уроков и сообщает ее основное содержание и цели уроков. Он подчеркивает, что учащимся при изучении нового материала нужно будет вспомнить и проанализировать значительное количество исторических фактов.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое цивилизация.

2. Культура и культурно-исторические типы.

3. Теории цивилизационного развития.

4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

5. Менталитет.

II. Проверка домашнего задания

Опрос по заданиям к параграфу.

Возможно тестирование.

Тест 1

1. В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

а) дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношерстное общество.

б) за каждым из трех сословий французского феодального общества были закреплены определенные права и обязанности.

в) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.

2. Общество в широком смысле – это…

а) естественная среда обитания;

б) способы и формы взаимодействия людей;

в) природа и культура в единстве;

г) весь окружающий мир.

3. В отличие от природы общество…

а) обладает свойствами системы;

б) находится в развитии;

в) выступает в качестве творца культуры;

г) развивается закономерно.

4. Подсистемой общества выступает…

а) природно-географическая среда;

б) экономическая сфера;

в) мировоззрение личности.

5. Определите правильность следующих утверждений.

А. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество.

Б. Общество – это постоянно меняющаяся система.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

6. Рост образовательного уровня населения страны отражает прежде всего проявление… сферы жизни общества.

а) экономической;

б)социальной;

в) политико-правовой;

г) духовно-нравственной.

7. Связь всех сфер жизни общества…

а) вытекает из целостности общества как системы;

б) достигается политической борьбой;

в) обеспечивается идеологической работой;

г) устанавливается законодательным путем.

8. К общественным отношениям относятся связи между…

а) географической средой и разделением труда;

б) различными нациями;

в) человеком и техникой;

г) природой и обществом.

9. Отношения между обществом и природой характеризуются…

а) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности;

б) полной зависимостью общества от природы;

в) господством человека над природой;

г) исключительно благотворным влиянием человека на природу.

10. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло

важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала…

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

Тест 2

1. Обществом в широком смысле слова называют…

а) совокупность форм объединения людей;

б) весь окружающий мир;

в) группы, в которых происходит общение;

г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Общественные институты Сферы жизни общества

а) семья; 1) политическая;

б) партийная система; 2) социальная.

в)государство;

г) образование;

д) брак.

3. Определите правильность следующих суждений.

А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.

Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) верны оба ответа;

г) оба ответа неверны.

4. В отличие от природы общество…

а) является сложной саморазвивающейся системой;

б) развивается от низших форм к высшим;

в) создает духовные ценности;

г) полностью определяет жизнедеятельность человека.

5. В России после революции в октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала…

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

6. Примером общественных отношений можно считать связи между…

а) природой и обществом;

б) климатическими условиями и сельским хозяйством;

в) людьми внутри классов;

г)человеком и техникой.

7. К элементам общества как системы не относится…

а) университет;

б) нация;

в)плодородная земля;

г) церковь.

8. Отношения между обществом и природой характеризуются…

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) отсутствием связи общественного развития с природой.

9. Общей чертой общества и природы является…

а) действие в роли творца;

б) наличие признаков системы;

в) сознательная и волевая деятельность;

г) возможность существовать независимо друг от друга.

10. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется…

а) определяющей ролью социальной сферы;

б) господством экономической сферы;

в) независимостью сфер общественной жизни;

г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер. Тест 3

1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи…

а) цивилизации и религии;

б) общества и природы;

в) способа производства и отношений собственности;

г) экономики и политики.

2. Определите правильность следующих высказываний.

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

3. Расширяясь, частное предприятие получило разрешение занять помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, которым ограничен доступ к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает…

а) политическую и социальную сферы жизни общества;

б) экономическую и социальную сферы;

в) политическую и духовную сферы;

г) все сферы жизни общества.

4. К фундаментальным институтам общества относятся…

а) семья;

б)здравоохранение;

в) производство;

г) армия и суд;

е) государство;

ж) образование (культура и наука);

з) религия.

5. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала…

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

6. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть…

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга;

г) определенный этап исторического развития.

7. Примером общественных отношений можно считать связи между…

а) природой и обществом;

б) социальными группами;

в)человеком и техникой;

г) географическими условиями и разделением труда.

8. К отношениям между элементами общества как системы не принадлежат связи между…

а) людьми в процессе создания культурных ценностей;

б) энергоресурсами страны и развитием производства;

в) политической сферой и сферой духовной жизни;

г) системой образования и экономическим развитием.

9. Отношения между обществом и природой характеризуются…

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) отсутствием связи общественного развития с природой;

в) господством человека над природой;

г) полной зависимостью общества от природы.

10. К элементам общества как системы не относится…

а) экономическая сфера;

б) искусство;

в) мораль;

г) географическая среда.

Критерии оценивания:

оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; оценка «4» – за 7-8 правильных ответов; оценка «3» – за 6 правильных ответов; оценка «2» – за 5 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1а) коллектив людей, б) этап исторического развития,

в) философское значение, 2 б, 3 в, 4 б, 5 в, 6 г, 7 а, 8 б, 9 а, 10 б. Тест 2: 1 а, 2 БААББ, 3 а, 4 в, 5 г, 6 в, 7 в, 8 а, 9 б, 10 г.

Тест 3: 1 б, 2 а, 3 г, 4 а в е ж з, 5 в, 6 г, 7 б, 8 б, 9 а, 10 г.

III. Изучение нового материала

На уроке 14 изучаются вопросы 1, 2.

1. Что такое цивилизация

– Что такое история?

– Историю каких народов и государств вы изучали?

(На классной доске по ходу беседы в две колонки записываются этапы всемирной истории: первая колонка – история зарубежных стран, вторая – история Отечества.)

– В нескольких предложениях определите, с чем у вас ассоциируется история различных народов. (Первобытное общество – «колыбель человечества», Древняя Греция – гармоническое развитие свободной личности, Средневековье-рыцари, теоцентризм и т. д.)

Несмотря на различия истории разных народов и государств, в истории как науке тоже действуют свои законы и закономерности. И один из важнейших законов – закон неравномерного развития различных обществ. Действием этого закона и объясняется наличие разных концепций развития мировой истории.

Сторонники концепции однолинейности мирового развития считают, что все страны и народы проходят в своей эволюции одни и те же стадии, движутся по одному общему пути. Они допускают возможность сравнивания уровней развития различных стран и оперируют такими понятиями, как «отсталость» или «задержка» одной страны по сравнению с другой.

Сторонники второй концепции – концепции многолинейности исторического развития – полагают, что история человеческого общества есть история самобытных цивилизаций, каждая из которых эволюционирует по своему собственному пути. Ученые сравнивают уровни развития данной цивилизации, не проводя аналогий с другими и оценивая отсталость или задержку развития.

В соответствии с концепцией однолинейного развития можно сказать, что страна под условным номером 3 намного опередила в развитии страну под условным номером 1.

В соответствии с концепцией многолинейности развития такой однозначный вывод невозможен. Например, Западу для формирования рыночного типа экономической системы понадобилось почти два века, Россия проходит этот путь за несколько десятилетий. Можно ли утверждать, что наша страна является «отсталой»?

Существует около 100 различных определений понятия «цивилизация». Прочитайте следующие определения и сравните с определением в учебнике Кравченко на с. 32-33. В чем совпадают все определения?

Цивилизация – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина.

Цивилизация – а) уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономиче-ской формацией, б) современная культура, просвещение передовых стран мира, в) устаревшее название третьего периода в развитии древнего общества.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – а) синоним культуры, б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), в) ступень общественного развития, следующая за варварством, г) в некоторых теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Цивилизация – а) уровень общественного развития материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией, б) современная мировая культура.

Итак, цивилизация – это совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период времени, или в данную историческую эпоху.

Цивилизацию характеризуют экономический базис, общественно-производственная технология, культура, духовность, нравственность. Цивилизации присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, определенное мировоззрение, специфический образ жизни, менталитет народа данной цивилизации.

– Прочитайте текст на с. 32 (учебник Кравченко) и выпишите основные классификации цивилизаций. (По исторической эпохе: античная, средневековая, современная. По географическому положению: локальная, региональная, глобальная. По религии: исламская, христианская, индуистская. По степени социального и культурного развития: атлантическая, тихоокеанская, восточная, западная, евразийская.)

– Выделите характерные черты древневосточной (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Междуречье), античной, средневековой, современной цивилизаций.

Существует еще одна типология цивилизаций, в основе которой лежит техническая и технологическая оснащенность, степень обобществления труда и свободы личности. Согласно этому выделяют следующие типы цивилизаций:

1. Космогенная (охватывает Древний мир и эпоху Средневековья). Основана на орудийной технике и ручной технологии, значительная зависимость общества от природных условий.

2. Техногенная, или индустриальная. Основана на машинной технике и, соответственно, машинных технологиях.

3. Антропогенная, или информационное общество. Основой производства становится информационная насыщенность технологических процессов, которая требует постоянного уровня культуры и образования, квалификации каждой личности и общества в целом.

2. Культура и культурно-исторические типы

– Что такое культура?

В течение долгого времени ученые отождествляли культуру и цивилизованность. В начале XX в. немецкий философ О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» противопоставил эти понятия. Прочитайте первый абзац на с. 32 учебника Кравченко и запишите вывод О. Шпенглера.

Большин