Уроки 13-14. Контрольный диктант и его анализ

0
1260
литература

Уроки 13-14. Контрольный диктант и его анализ

Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.

Методические приемы: диктовка, лингвистический разбор.

Ход уроков

I . Диктант

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, загля­ дывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаютя на узком острове. Всю ночь тогда разно­ сятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают ши­ рокие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать ИК РУ и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после дол­гой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить Их с наступившей весной.

(135 слов) (По А. Онегову)

II . Грамматическое задание

Лингвистический разбор.

Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант – седые.

Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант – приземистые, 2-й вариант -разносятся.

Морфологический разбор: 1 -й вариант – поднимаюсь, 2-й ва­ риант – глухих.

Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант – Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавлива­ ются на узком острове. 2-й вариант – Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

III . Анализ ошибок диктанта

Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивиду­альные карточки и записывая работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.

Домашнее задание

Закончить работу над ошибками.

Озаглавить текст диктанта.

Вопросы с. 20.