Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

0
519
биология

Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы и соче­ тания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.

Методические приемы: самостоятельное изучение теорети­ ческого материала; объяснения учителя; элементы сопоставитель­ ного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа.

Ход урока 1

I . Чтение и анализ творческих работ

II . Лингвистическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и зна­ чение союза, выполните морфологический разбор союза: Вилкой люди стали пользоват…ся около вое…ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и… этот столовый пр…бор по…вился во врем…на Петра I .

(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I . а- противительный союз.)

III . Изучение темы «Слитное написание союзов также,
тоже, чтобы»

1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоре­ тическому материалу § 61.

2. Сопоставление пар предложений.

На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки»-, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.

Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободнев­ ную проблему. Что бы мне почитать?

Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей также и место­ имений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опус­ тить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и место­ имениям можно поставить вопрос, они – члены предложения.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 344: комментированное письмо.
(Стиль текста – научно-популярный.)

Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.

Упражнение 346: комментированное письмо.

Домашнее задание 1- § 61.

2. Упражнение 347.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический раз­ бор предложения, морфологический разбор союзов; укажите, какими частями речи выражены члены предложения:

На…более вкусен и питат…лен картофель печ…(н, нн)ый в ко­ журе в горячей золе или духовом шкафу.

(Наиболее вкусен и питателен картофель, печенный в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.

Отметим, что сказуемые выражены краткими прилагательными. Объясним написание нн в причастии тем, что оно образует причаст­ ный оборот. Определим значение сочинительных союзов: соедини­тельный союз и соединяет однородные сказуемые, разделительный союз или разделяет однородные обстоятельства. Заметим, однако, что этот союз находится внутри причастного оборота, который яв­ ляется одним членом предложения – определением.

П. Проверка домашнего задания

Объяснить, как различать союзы также, тоже, чтобы и со­ четания, сходные с ними.

Упражнение 347: поверка по цепочке; морфологический раз­ бор выполняется на доске.

III. Выполнение упражнений

Упражнение 348: работа по вариантам с последующей взаи­ мопроверкой: 1-й вариант – первое предложение, 2-й – второе.

Упражнение 349: устный разбор, комментированное письмо; фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

IV . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 160-161, в слова­ рики, составить с ними предложения: Масса, зато (=но), кросс.

Домашнее задание

Подготовка к обобщающему уроку по теме «Союз»: § 54-61.

Упражнение 350: устно (подготовка к диктанту).

Задания по группам: подготовить вопросы по теме «Союз».

Индивидуальные задания: сделать сообщения о значениях различных союзов, пользуясь материалами словарей (напри­ мер, союзов да, зато, имеющих разные значения