Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы и соче тания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.
Методические приемы: самостоятельное изучение теорети ческого материала; объяснения учителя; элементы сопоставитель ного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока 1
I . Чтение и анализ творческих работ
II . Лингвистическая разминка
– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и зна чение союза, выполните морфологический разбор союза: Вилкой люди стали пользоват…ся около вое…ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и… этот столовый пр…бор по…вился во врем…на Петра I .
(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I . а- противительный союз.)
III . Изучение темы «Слитное написание союзов также,
тоже, чтобы»
1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоре тическому материалу § 61.
2. Сопоставление пар предложений.
На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки»-, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.
Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободнев ную проблему. Что бы мне почитать?
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей также и место имений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опус тить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и место имениям можно поставить вопрос, они – члены предложения.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 344: комментированное письмо.
(Стиль текста – научно-популярный.)
Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.
Упражнение 346: комментированное письмо.
Домашнее задание 1- § 61.
2. Упражнение 347.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический раз бор предложения, морфологический разбор союзов; укажите, какими частями речи выражены члены предложения:
На…более вкусен и питат…лен картофель печ…(н, нн)ый в ко журе в горячей золе или духовом шкафу.
(Наиболее вкусен и питателен картофель, печенный в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.
Отметим, что сказуемые выражены краткими прилагательными. Объясним написание нн в причастии тем, что оно образует причаст ный оборот. Определим значение сочинительных союзов: соединительный союз и соединяет однородные сказуемые, разделительный союз или разделяет однородные обстоятельства. Заметим, однако, что этот союз находится внутри причастного оборота, который яв ляется одним членом предложения – определением.
П. Проверка домашнего задания
Объяснить, как различать союзы также, тоже, чтобы и со четания, сходные с ними.
Упражнение 347: поверка по цепочке; морфологический раз бор выполняется на доске.
III. Выполнение упражнений
Упражнение 348: работа по вариантам с последующей взаи мопроверкой: 1-й вариант – первое предложение, 2-й – второе.
Упражнение 349: устный разбор, комментированное письмо; фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.
IV . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 160-161, в слова рики, составить с ними предложения: Масса, зато (=но), кросс.
Домашнее задание
Подготовка к обобщающему уроку по теме «Союз»: § 54-61.
Упражнение 350: устно (подготовка к диктанту).
Задания по группам: подготовить вопросы по теме «Союз».
Индивидуальные задания: сделать сообщения о значениях различных союзов, пользуясь материалами словарей (напри мер, союзов да, зато, имеющих разные значения