Уроки 122–123 ВОЙНА – «ПРОТИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. БОРО

0
503
бактерии

Уроки 122–123
ВОЙНА – «ПРОТИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ
И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ»
(Л. Н. Толстой) (оТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ОБЗОР
СОДЕРЖАНИЯ III Тома романа«ВОЙНА И МИР»)

Цели: пояснить учащимся основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность, и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа; усвоить содержание основных эпизодов и сцен т. III.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания:

1. Чтение наизусть выученного отрывка.

2. Каковы отличительные черты характера Наташи Ростовой?

3. Что нового мы узнаем о ней после охоты?

4. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?

II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).

Пояснение учителем основных положений взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий и роли в них народа. Взгляды писателя на значение личности в истории.

Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.

В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны? Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин…» Совпадение интересов многих людей (народных масс) является причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.

Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их, народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят историю, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьбы России определяются поведением всех людей страны.

Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну, как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», писатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ, объединенный чувством патриотизма.

Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности. «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений…» Проповедь стихийного, отказ от разумного участия в исторических событиях – ошибка Толстого.

По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиниться предписанному свыше направлению событий» [9. С. 247]. Так Толстой сводит задачу исторической личности к наблюдению и следованию за событиями.

III. Работа над эпизодами и сценами из т. III «Войны и мира». (Пересказ, анализ сцен, беседа по вопросам, чтение цитат.)

1. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т. III, ч. I, гл. 2).

Вопросы:

1) Как показана армия Наполеона и ее дух?

2) Каково отношение солдат к своему императору?

3) Что общего между ними? (Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к сво-ему императору, «слепую любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов.)

2. Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III, ч. II, гл. 4–5).

Вопросы:

1) Как простой народ реагирует на происходящее?

2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора. (Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось врагу. «Земля горела под ногами французов!»)

3. Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III, ч. I, гл. 18–23).

Вопросы:

1) Как ведут себя жители Москвы?

2) Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский? («Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил… что он отдает тысячу человек и их содержание. Старик Ростов… согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Все это – первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.)

3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно-аристократического общества? («Те же были выходы, балы, тот же французский театр… те же интересы службы и интриги».)

Гневно обличает Толстой поступки отдельных представителей чиновно-аристократического общества, разоблачает молодых людей, которые «ловили рубли, кресты, чины».

4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Каково ваше мнение?

5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя победителями?

IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).

Рассказы учащихся с чтением фрагментов. Можно предложить учащимся план рассказа:

1. Причины и условия сражения при Бородине. (Т. III, ч. II, гл. 19.)

2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? (Т. III, ч. II,
гл. 22–23.)

3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными. (Гл. 20.)

(«Всем народом навалиться хотят».)

4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя. (Гл. 21, 30.)

5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером. (Гл. 24.)

(«Исход сражения, – говорит Андрей, – зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате. Это чувство – народный патриотизм».)

6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского. (Гл. 31–32.)

(Толстой глазами Пьера Безухова непрерывно наблюдает «неугасимый и неистребимый огонь» мужества и стойкости.)

7. Поведение Кутузова на поле боя. (Гл. 35.)

(Кутузов руководит «духом армии», за которым чутко следит, который оберегает.)

8. Наполеон и его поведение в битве. (Гл. 28, 33.)

(«Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а со своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)

9. Ранение князя Андрея Болконского. (Гл. 36, 37.)

(«Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»)

10. Причины победы русских при Бородине и характер этой победы. Как отразилось мировоззрение Толстого на изображение им Бородинской битвы?

(Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все… Надо их казнить». Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии.

Решающий момент в жизни страны и многих героев книги – Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух русской армии в Бородинской битве – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага.

Пьера на батарее Раевского поражает «страшный вид поля сражения». Он осознает, что война – это безумие. Солдаты заняты тяжелой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера – это открытие, он восхищен русскими солдатами.

Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».

Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французской армии была истощена.)

Домашнее задание.

1. Чтение т. IV «Война и мир».

2. Сообщение на тему «Роль партизанских отрядов в общей победе русских в 1812 году».

3. Индивидуальные сообщения (или доклады) по темам:

1) Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2) Духовная высота простого человека в романе Толстого.

3) Жизнь и судьба Платона Каратаева. Судьбоносная встреча Каратаева с Пьером.

4) Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова.

5) Петя Ростов и Долохов в разведке.

поурочный план, 10 класс, русская литература