Уроки 118-119. Сочинительные союзы
Цели: обосновать деление сочинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные на выки.
Методические приемы: объяснения учителя, конструирование, выполнение упражнений, построение схем, запись по памяти; син таксический разбор предложений, построение схем, выразительное чтение, орфоэпическая работа.
Ход урока 1
I . Лингвистическая разминка
– Сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль союзов:
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. (К.Г. Паустовский.)
П. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 325: проверка по цепочке.
В это время на доске выполняются схемы сложных предложений.
2. Упражнение 326: чтение составленных по схемам предложе ний, выделение основ.
III . Изучение темы «Сочинительные союзы»
1. Слово учителя.
Сочинительные союзы делятся по значению на несколько групп: соединительные, противительные и разделительные. Сопоставим три предложения и попробуем определить, какие союзы к каким группам относятся.
2. Сопоставление предложений.
Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. (Н.В. Гоголь.)
Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. (М.Ю. Лер монтов.)
День пасмурный, и Москва в тумане. (Л. Кассиль.)
(Обсуждение и вывод: соединительный союз в третьем предло жении; противительный – во втором, разделительный – в первом.)
Примечание. На самом деле, роль каждого союза проявляет ся в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений. Мы останавливаемся пока только на основных значениях.
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 327: устный разбор.
Упражнение 328: работа с таблицей постановки запятых ме жду однородными членами, запись таблицы в справочные тетради; письменное выполнение с последующей проверкой. Фонетический разбор выполнить на доске.
V . Самостоятельное изучение теоретического материала
учебника
Задание: прочитать правило на с. 153, придумать два предло жения с составными сочинительными союзами.
Домашнее задание
§ 58.
Упражнение 329.
Ход урока 2
I. Проверка домашнего задания
Рассказ учащихся о группах сочинительных союзов по зна чению.
Запись выученного наизусть монолога Пимена из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» (упражнение 329).
II . Анализ предложения
Задание: записать предложение, записанное на доске, объяснить орфограммы и постановку знаков препинания, сделать синтаксиче ский разбор, указать значения союзов.
Третьяковская гал…рея (не)только огромный музей с мировой извес.ностью но и крупный науч…ный центр занимающемся хр…нением up …ст…врац…ей изучением и проп…гандои музейных це(н, нн)остей.
(Третьяковская галерея – не только огромный музей с миро вой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.)
(Не только… ной, и- соединительные союзы.)
III. Выполнение упражнений
Упражнение 330: комментированное письмо.
Упражнение 331: составление предложений по данным схе мам. Лучшие предложения записываются на доске и в тетрадях.
Упражнение 332: работа по вариантам (подготовка вырази тельного чтения отрывков, ответов на вопросы.)
Комментарий. В каждом отрывке последнее предложение от носится ко всему тексту, подводит некий итог сказанному. Присое диняются последние предложения к тексту с помощью соединитель ного союза и. Во втором отрывке три последних строки начинаются с союза и. Первый союз соединяет однородные сказуемые: сияет и озаряет; второй союз соединяет однородные дополнения: сады и замок; третий союз начинает последнее предложение, создает вме сте с предыдущими союзами неторопливый, размеренный ритм.
4. Упражнение 333: устный разбор.
Комментарий. Тип речи – рассуждение. Стиль текста – публи цистический. Основная мысль текста выражена в предпоследнем предложении.
IV . Орфоэпическая работа
Записать слово, помещенное в рамке на с. 153, в словарик, поставить ударение, придумать предложение с этим словом: между городный.
Домашнее задание
1- § 58.
2. Упражнения 334: устно, 336: письменно.