Уроки 115-116. Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи
Цели: расширить знания учеников о сочинительных и подчинительных союзах; показать функции и значение союзов в худо жественных текстах.
Методические приемы: выразительное чтение, элементы ана лиза текста, реализация межпредметных связей с литературой.
Ход уроков
I . Слово учителя
Наша задача сегодня – посмотреть, как действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр – пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.
II . Проверка домашнего задания
Ученики зачитывают выписанные предложения. Наиболее вы разительные и интересные с точки зрения использования союзов запишем на доску и в тетради, проанализируем роль и значение союзов.
III . Анализ фрагментов художественных произведений
Примечание: необходимо, чтобы фрагменты текстов были если не у каждого ученика, то хотя бы на каждой парте.
1. Союзы в былинах.
А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается. Вопросы:
Из какой былины взят фрагмент? («Вольга и Микула Сели- Нинович».)
Какова роль союзов во фрагменте? (Союзы а начинают ка ждую нечетную строчку. Союзы а создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того, во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопостав ления.)
Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад…
Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны
Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная.
Вопросы:
Из какой былины эти фрагменты? («Садко».)
Одинаковы ли роль и значение союза как во фрагментах? (В первом фрагменте подчинительный союз как находится между частями сложного предложения, выражает временные отношения. В двух других фрагментах союз как сравни тельный, находится внутри простых предложений.)
Почему во 2-м фрагменте перед союзом как стоит запятая, а в 3-м предложении не стоит? (Во 2-м фрагменте вопрос к сравнительному обороту задается от глагола-сказуемого: Полетели как? как черные вороны. В 3-м фрагменте вопрос задается от существительного-подлежащего: Голова како ва? как куча сенная. В этом случае сравнительный оборот сам является сказуемым, запятая между подлежащим и ска зуемым не ставится.)
2. Союзы в прозаических текстах.
Примечание. Дадим ученикам возможность самостоятельно подготовиться к ответу и затем обсудить роль и значение союзов. Можно дать несколько фрагментов для подготовки в группах. Мож но, если позволяет время, записать фрагменты под диктовку и ра зобрать основные пунктограммы.
Хотя основная задача – исследовать роль союзов во фрагмен тах, несколько слов о художественных особенностях текстов стоит сказать.
Для анализа можно взять любой небольшой фрагмент, напри мер, из A . M . Горького:
Окна нашего подвала упирались в яму, вырытую перед ними и выложенную кирпичом. Рамы были окружены частой желез ной сеткой, и свет солнца не мог пробиться к нам сквозь стекла, покрытые мучной пылью. Нам было тяжело в каменной коробке I с копотью, покрывающей потолок. Мы вставали в пять часов утра и в шесть садились делать крендели из теста, приготовленного | для нас товарищами. Лампа, висящая над столом, скудно освеща ла хмурые лица. Огромная печь была похожа на голову сказочного чудовища, открывшего свою широкую пасть.
(Обратим внимание на разную роль союза и в предложениях.) Фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от го ризонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал, | наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошен ные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов I и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утесов, ни возвышений.
(Обратим внимание на устаревший союз дотоле, создающий J образ времени, найдем синонимичный ему союз: до тех пор; рас- I смотрим усилительную роль составного союза ни… нив последнем предложении.)
3. Союзы в поэтических текстах. См. примечание к п. 2.
1) Немного лиц мне память сохранила, Немного слое доходят до меня, А прочее погибло безвозвратно… Но близок день, лампада догорает…
А.С. Пушкин (Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу обозначенную многоточием.) Союз
2) И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут…
А.С. Пушкин (Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки строфы три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усили вает выразительность речи. Четвертый союз и – внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой – выплеск по этической энергии: и стихи свободно потекут.)
3) По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов (В этом фрагменте тоже наблюдается анафора – одинаковое на чало строк. Союз и тоже встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)
IV . Итог урока
Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.
Домашнее задание 1- § 56.
2. Выписать из школьных учебников (по биологии, географии, физике и т. д.) 5-6 предложений с сочинительными и подчи нительными союзами.