Уроки 110-111. Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Цели: проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предло жения, орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: свободный диктант, практическая ра бота, лингвистический разбор.
Ход уроков
I . Свободный диктант (по упражнению 311)
II . Практическая работа
1. Выписать предлоги: первый вариант – производные, второй
вариант – непроизводные:
Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под I землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для I вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по- . среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, ос татъся без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.
(Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет, : в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.)
2. Записать словосочетания в два столбика: первый – с производными предлогами, второй – с другими частями речи.
Вариант 1
1) ввести новых актеров в продолжение сериала; I 2) получить замечание ввиду опоздания;
отличаются вроде и падеже;
ждать в течение суток; Вариант 2
иметь в виду,
игрушка вроде конструктора;
отдыхать в продолжение недели,
вмешаться в течение мыслей. Ответы:
С производными предлогами |
С другими частями речи |
|
Вариант 1 |
2,4 |
‘.!■),”‘ |
Вариант 2 |
2,3 |
1,4 |
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре пинания, сделать морфологический разбор предлогов. (Предложе ния записаны на доске.)
Вариант 1
(В)следстви… травмы лу…шего бомб…рдира о…борочного турнира вынужд…(н.нн)ого пропустить два бл…жайших ма…ча трен…ры заменили его на молодого игрока.
Вариант 2
(Не, ни)смотря на (не, ни)удачу пости(г, к)ш…ю нашу сборную в серии матчей, цель (по)прежн…му ост…ется дост…жимой.
Ответы:
Вариант 1: Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.
Вариант 2: Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.
4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие сло ва были бы разными частями речи:
Вариант 1: наподобие – на подобие.
(Например: Меня заинтересовал какой-то странный предмет наподобие куба. Мы решали задачу на подобие треугольников.)
Вариант 2: вместо – в место.
(Например: Вместо спектакля, объявленного заранее, давали другую пьесу. Мы приехали в место, очень похожее на сказочный городок.)