Уроки 110-111. Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

0
725

Уроки 110-111. Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Цели: проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предло­ жения, орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: свободный диктант, практическая ра­ бота, лингвистический разбор.

Ход уроков

I . Свободный диктант (по упражнению 311)

II . Практическая работа

1. Выписать предлоги: первый вариант – производные, второй
вариант – непроизводные:

Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под I землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для I вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по- . среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, ос татъся без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.

(Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет, : в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.)

2. Записать словосочетания в два столбика: первый – с производными предлогами, второй – с другими частями речи.

Вариант 1

1) ввести новых актеров в продолжение сериала; I 2) получить замечание ввиду опоздания;

отличаются вроде и падеже;

ждать в течение суток; Вариант 2

иметь в виду,

игрушка вроде конструктора;

отдыхать в продолжение недели,

вмешаться в течение мыслей. Ответы:

С производными предлогами

С другими частями речи

Вариант 1

2,4

‘.!■),”‘

Вариант 2

2,3

1,4

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­ пинания, сделать морфологический разбор предлогов. (Предложе­ ния записаны на доске.)

Вариант 1

(В)следстви… травмы лу…шего бомб…рдира о…борочного турнира вынужд…(н.нн)ого пропустить два бл…жайших ма…ча трен…ры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2

(Не, ни)смотря на (не, ни)удачу пости(г, к)ш…ю нашу сборную в серии матчей, цель (по)прежн…му ост…ется дост…жимой.

Ответы:

Вариант 1: Вследствие травмы лучшего бомбардира отбороч­ного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2: Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.

4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие сло­ ва были бы разными частями речи:

Вариант 1: наподобие – на подобие.

(Например: Меня заинтересовал какой-то странный предмет наподобие куба. Мы решали задачу на подобие треугольников.)

Вариант 2: вместо – в место.

(Например: Вместо спектакля, объявленного заранее, давали другую пьесу. Мы приехали в место, очень похожее на сказочный городок.)