Уроки 101-102. Употребление предлогов
Цели: показать сферу употребления предлогов в речи; совер шенствовать речевую компетентность учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по во просам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирова ние словосочетаний, словарная работа, выполнение упражнений.
Ход уроков
I . Лингвистическая разминка
– Распределите предлоги по значению отношений, которые
они выражают.
1) Выйти на старт; 2) приехать в пять часов; 3) выглянуть из окна; 4) вернуться через десять минут; 5) папка для документов; 6) пропустить по болезни; 1) заснуть под утро; работать после праздника; 9) достать из сумки; 10) встретиться у школы.
(Временные отношения: № 2, 4, 7, 8; пространственные: № 1, 3, 9, 10; причинные: № б, целевые: № 5.)
П. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
Какой падеж может обходиться без предлогов? (Винитель ный: читать книгу, слушать оперу, открыть окно.)
Приведите примеры предлогов со значением причины. (Отпуск по уходу за ребенком, опоздать из-за поломки машины, отложить рейс вследствие нелетной погоды.)
2. Упражнение 288: беседа по вопросам упражнения, проверка
по цепочке.
Комментарий. Основная мысль текста – «Москва упорно возрождается из руин и пепла». Стиль текста – публицистический с элементами научно-популярного.
Вариант вопросного плана:
I . Где возникло первое славянское поселение на территории
современной Москвы? И. Когда основана Москва?
С какого события начинается летопись вражеских нападе ний на Москву?
С какого времени Москва становится столицей Московского княжества?
3. Упражнение 289: устные сообщения научного стиля о значе нии орфографии, пунктуации, культуры речи и т. п.
III . Изучение темы «Употребление предлогов в речи»
На примере предлога на (урок № 99) мы увидели, как много значений может быть у предлога. Такие предлоги называются многозначными. Но предлог может иметь лишь одно значение. Например, предлог вопреки означает наперекор чему-либо, против чего-либо, несмотря на что-либо: вопреки ожиданиям, вопреки моей просьбе.
Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами.
Например, не раз, наверное, приходилось слышать в автобусах, троллейбусах, трамваях: «Оплатите за проезд!» В данном случае употребление предлога абсолютно неуместно. Можно оплатить проезд или заплатить за проезд. Или еще, часто говорят: Поде литесь о своих впечатлениях; подтвердите о том, что вы участвуете в акции; встретились по приезду, пришел со школы. Все эти словосочетания содержат речевые ошибки. Здесь нарушены нормы управления. Исправим ошибки:
Поделитесь своими впечатлениями {расскажите о своих впе чатлениях); подтвердите, что вы участвуете в акции {подтвердите ваше участие в акции); встретились по приезде, пришел из школы.
Бывают совсем уж курьезные случаи: таблетки для головной боли, мазь для укусов комаров вместо Таблетки от головной боли, мазь для защиты от укусов комаров. Смысл предложений из-за неправильного выбора предлога стал противоположным.
Подобные ошибки совершаются довольно часто, поэтому, чтобы не совершать их, будьте очень внимательны при изучении предлогов и при употреблении их в речи.
IV . Словарная работа
– Запишем в словари слова, помещенные в рамках на с. 135-136, составим с ними предложения.
По окончании, по прибытии, изобразить.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 290: конструирование словосочетаний; устный разбор; сложные случаи записываются на доске и в тетрадях (учить ся в лицее; жить в Сибири, в Заполярье, на Алтае).
Упражнение 291: комментированное письмо.
Упражнение 292: повторение падежных окончаний сущест вительных.
Упражнение 293: комментированное письмо.
Упражнение 295: работа по исправлению речевых ошибок (кроме лингвистического разбора слов).
Комментарий. Заплатить за билет. Уверенность в победе Изобразить Бородинское сражение. Делиться своими достижениями. Доказывать свою правоту. Указать на недостатки. Отчитываться в работе. Разъяснять правила поведения. Таблетки от головной боли.
Домашнее задание
1. § 49.
2.’ Упражнение 294. ;
3. Упражнение 295: лингвистический разбор слов уверенность, своих.