Цели:
Образовательные:
1) сформулировать и обсудить в группах главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе (потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения);
2) обогатить словарный запас учащихся, проведя лексическую работу над словами «глумление», «святотатство» с помощью Словаря русского языка С.И.Ожегова.
Развивающие: развивать навыки работы в группе, навыки объективного оценивания (вербального и невербального).
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Оборудование: презентация «Куклы», презентация «Словарная работа», словари Ожегова, интерактивная физминутка, листы оценивания, стикеры, маркеры, листы А3, рефлексивные листы.
Результат обучения:
(все ли удовлетворены полученными знаниями)
1. Доказывают, что проблемы, затронутые Е.Носовым в рассказе, имеют глобальное значение.
2. Раскрывают тему равнодушия, безразличия людей.
3. Обосновывают, объясняют свой выбор. Обобщают полученные знания, выносят на карту опыта, используя приемы взаимооценивания, рефлексии, диалогового общения, умеют обрабатывать полученную информацию.
Ход урока:
1.Организационный момент:
– Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть! И сразу хочу обратить ваше внимание на доску. (На интерактивной доске презентация «Куклы»)
– Обратила внимание, что многие из вас улыбались во время просмотра. Почему?
– Какие эмоции вызвала презентация?
– С чем ассоциируется у вас кукла?
– Прошу каждого выйти к интерактивной доске и написать по одному слову-ассоциации в кластер. Теперь попрошу всех встать в круг. Это круг радости. Передавая по кругу куклу, скажите одно позитивное доброе слово – пожелание одноклассникам. А я вам желаю на уроке работы, приносящей удовлетворение.
– Пройдите на свои места.
2. Опрос Д/З.
– Что вы должны были подготовить дома? (учащиеся подготовили интересные факты о куклах). Зачитайте.
3. Новая тема:
– Перед уроком я попросила Яну подготовить выразительное чтение стихотворения Вероники Тушновой «Кукла».
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя…
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она…
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
– Свяжите воедино прослушанное стихотворение и презентацию, просмотренную в начале урока. Обсудите в группах и назовите тему урока. (Тема урока: «Кукла». Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Именно об этом стихотворение.)
– Дома вы прочитали рассказ Е.И.Носова «Кукла». В начале урока вы составили групповой ассоциативный кластер. Теперь откройте ваши тетради, запишите дату, классная работа и в группе составьте ещё один кластер, отталкиваясь от прочитанного произведения.
– Сравните эти два кластера. В чём различие? (Рассуждения детей).
– Оцените работу соседней группы. (Невербально)
– У вас на столах лежат листы оценивания, в которых вы будете по завершении каждого этапа работы выставлять себе оценку. Не забывайте об объективности, и о том, что скромность украшает человека.
– Для того, чтобы убедиться, что вы достаточно хорошо знаете содержание произведения, каждая группа составит 5 вопросов для другой группы. Но зададите только 2 самых, на ваш взгляд, интересных. (Спикер группы контролирует).
– Оцените свой вклад в работу группы, поставьте себе оценку.
– А теперь предлагаю размяться, отдохнуть.
Физминутка (на интерактивной доске)
– Продолжим работу над произведением. В рассказе вам встретились слова, значение которых может быть непонятно. На столах у вас лежат словари, найдите значения данных слов:
Выгон – место, где пасётся скот; пастбище.
Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.
Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.
Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.
Споро – быстро, проворно.
Худо – зло, неприятно.
Язь – вид речной рыбы.
– На столах перед вами лежат листы бумаги А3, маркеры и картинки различной тематики. Разберите проблемы, затронутые автором в рассказе «Кукла». (Работа в группах)
(Защита работ).
Критерии оценивания: Доступность, эстетичность оформление, защита. (Оценивание стикерами).
4.Рефлексия:
а) Заполнение рефлексивного дневника (индивидуально).
– Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
– Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». (Слайд)
5.Выставление оценок.
– Спасибо за урок!