Цель урока : овладеть методикой построения сопряжений на чертежах,
найти области применения графических знаний на практике.
Задачи: познакомить с внешним, внутренним и смешанным сопряжениями, их применением;
научить выполнять алгоритм построения сопряжений, соблюдая точность и усидчивость при выполнении графических заданий;
формировать у учащихся основы графической грамотности и навыков графической деятельности, умение анализировать чертёж и выполнять необходимые геометрические построения;
развивать пространственные представления учащихся, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки и образное мышление.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты,
карточки – задания.
Ход урока
1.Организационная часть
а) Вот звонок звенит с утра,
Черчение начинать пора.
Парты ждут уже детей,
Рассаживайтесь поскорей!
б) проверка отсутствующих
в) проверка инструментов, готовность к уроку
г) психологический настрой учащихся на сознательную, плотную работу
2. Повторение пройденного материала
а) Используя какие способы и приёмы можно провести взаимно перпендикулярные и параллельные линии?
б) Как определить точку касания при построении касательной к окружности?
3. Новая тема
Посмотрите на предметы. Как вы считаете: если бы мы всегда использовали только переходы в форме этих предметов: острые, угловатые или резко пересекающиеся формы, к чему бы это привело? (ответы учащихся)
В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, и ее красоту, но также прочность и безопасность.
А решение данной проблемы и определило тему нашего урока «Сопряжение».
4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся
Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «сопряжение», с видами сопряжений; научимся строить плавный переход между линиями и окружностями.
Определение:
Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую
(запись определения в тетрадь)
Познавательные сведения.
Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы. Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.
Чтобы создать рукоятки инструментов конструктор, прежде всего думает о том, чтобы они были удобны для руки.
Посмотрите где ещё применяется сопряжение: в технике, в деталях архитектурных сооружений, музыкальных инструментов. (демонстрация картин, где встречается сопряжение)
Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые также включают в себя плавные переходы линий. (ответы учащихся).
5. Изучение нового материала и практическая часть.
Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами
Плавный переход может быть разным: скругление углов, сопряжение двух окружностей, сопряжение окружности и прямой.
Что нужно для построения сопряжения?
Знать радиус сопряжения.
Найти центр сопряжения.
Найти точки сопряжения.
Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.
(Объяснение и демонстрация выполнения сопряжения на доске, а ученики работают в тетрадях.)
Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения.
Алгоритм построения сопряжения.
— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.
— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.
— В точке пересечения этих прямых находится точка О – центр сопряжения.
— Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.
— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.
Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения. Теперь рассмотрим другие случаи сопряжения (выполнение сопряжения окружностей, используя таблицу)
6. Упражнения для глаз.
Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем для них гимнастику.
Возьмите в руки карандаш на вытянутую руку перед собой. Не отрывая от него взгляда, поднесите его к переносице, удалите прямо от себя (итак несколько раз), затем на вытянутой руке, следя за карандашом поводили им вправо – влево.
7. Закрепление темы урока (работа по карточкам)
Каждому из вас я раздала карточки. И вы сегодня попробуете свои силы в преобразовании предметов при помощи сопряжений.
Ваша задача: выполнить чертеж детали «Кронштейн» с различными видами сопряжений, алгоритм построения которых вы сегодня узнали.
8. Итог урока
Организация выставки работ учащихся.
Посмотрите, какие у нас получились работы. (обращаю внимание на правильность выполнения работ)
Спасибо, молодцы. Я считаю, что мы с вами с поставленной задачей занятия успешно справились.
8. Домашнее задание . Выполнить задание на формате А4 (учебник черчения)