Урок 99. Самостоятельные и служебные части речи

0
1295
английский

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Урок 99. Самостоятельные и служебные части речи

Цели: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Служебные части речи

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Обозначьте части речи в предложениях:

Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожив­ шего меня известия.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Комментарий. Имена существительные – ночь, известия, лу­жах, ногой, ледок; имена прилагательные – тонкий; имена числи­ тельные – третью; местоимения – мне, меня; глаголы -хрустит; причастия – встревожившего; деепричастия -ломаясь; наречия – уже, чуть-чуть; слова категории состояния – спалось, подмора­живает; предлоги – из-за, на, под; частицы – вот, не; союзы – и; междометия -увы.

Эти предложения содержат все существующие части речи.

П. Чтение и анализ сочинений-рассуждений на лингвистическую тему

Важно отметить весомость аргументов, доказательность рас­ суждений, независимо от того, за или против утверждения о само­ стоятельности слов категории состояния как части речи они вы­ сказаны.

III . Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи»

1. Слово учителя.

Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступа­ ем к последней большой теме раздела «Морфология» – «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи – и самостоятельные, и слу­жебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:

Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.

Чем отличаются эти сокращенные предложения от исход­ ных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)

Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)

2. Чтение и обсуждение теоретического материала учебника –
§47, с. 131. t

– В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?

Изменяются ли служебные части речи?

Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Об­ суждение.)

Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в сло­ варь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о са­мостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они прояв­ ляются с определенными падежами (винительным и предложным), ависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.

Так что утверждать, что служебные части речи не имеют само­стоятельного лексического и грамматического значения, мы не мо­жем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

IV . Выполнение упражнений

Упражнение 284: выразительное чтение, устный разбор, пись­ менное выполнение.

Дополнение: кроме предлогов (в, над, о, у) и союзов (когда, и, очно), выделим еще частицу (ж).

Домашнее задание

§47.

Придумать 2-3 предложения, содержащие всё части речи.