Урок 97 РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ. РАССКАЗ «КАНИКУЛЫ»

0
905
явления

Урок 97 Рэй Дуглас брэдбери. рассказ «каникулы»

Цели: формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе; раскрыть основную идею рассказа – видеть в жизни хорошее.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Рей Брэдбери – крупнейший американский писатель-фантаст. Корни научно-фантастической литературы в древнем фольклорном жанре – сказке. Условное время и место действия, образ волшебной силы тоже заимствованы из сказки. Научная фантастика не просто подражает сказке, главное в ней не фантастический сюжет, а вполне современные и вечные проблемы, стоящие перед человечеством и каждым человеком в отдельности. Эпиграф к теме взят из высказывания Рея Брэдбери: «Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого… Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».

2. Чтение статьи Н. Михальской о Рэе Дугласе Брэдбери (с. 249– 251).

– Что нового о Брэдбери вы узнали из прочитанной статьи?

3. Чтение статьи «Радость писать» Р. Брэдбери (с. 251–254).

– В чем старался убедить читателя Р. Брэдбери?

– Часто ли вы, «отправляясь в путь», берете с собой «два воздушных шарика» – Пыл и Увлеченность?

4. Чтение учителем рассказа «Каникулы».

5. Аналитическая беседа.

– Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Пейзаж внешне спокоен и тих. Взгляд поднимается снизу вверх – от свежей травы к облакам – и снова опускается вместе с бабочками, «что опускались на траву». Пейзаж поэтичен: «День был соткан из тишины…» Постепенно появляется тревога, она рождается от неясных противоречий, парадоксов: «край был недвижим, и все двигалось»; «безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком». Пустынная железная дорога, сложенная из ржавчины и стальной сердцевины, усиливает тревогу. «Одинокий дрозд», «черный дрозд» уже кажется предвестником какого-то не-счастья.)

– Каково настроение семьи, приехавшей на море? (Пейзаж теперь мы видим глазами людей, приехавших на дрезине. Тишина становится «сокрушительной». Женщина неуверенно произносит, обращаясь к мальчику: «Море красивое, правда?» Она пытается улыбнуться, потом переводит свои серьезные, пытливые глаза на мужчину. Он одет совсем не для путешествия: «строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа». Мужчина все время озирается, «словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы». Мальчик всё спрашивает отца, были ли прежде на свете люди. Оказывается, они одни на всей земле.)

– В чем особенность композиции рассказа, ее роль? (События описаны не в хронологической последовательности. Мы только в середине рассказа узнаем, что случилось. Наша тревога оправдывается. Но мы и не подозреваем, что исчезновение людей – дело рук, вернее, желания героя рассказа, отца мальчика.)

– Как мужчина объясняет свое желание? («Всё оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает». Эти обвинения человечеству во многом справедливы. Но он не учитывает одного: он и его семья тоже принадлежат к человеческому роду, значит, по его логике, тоже должны исчезнуть. Однако он делает для себя исключение, даже не задумываясь об этом.)

– Как наказан эгоизм мужа и жены? (Мужчине и женщине совсем не весело, они пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Но они не подумали о том, на какую страшную жизнь и старость обрекли своего ребенка. Они лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)

– Как ведет себя их сын? (Мальчик замечает слезу на щеке отца и жалеет его: «Папа, тебе тоже не с кем играть». Потом вдруг его прорывает: «Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!»)

– Как вы думаете, что мальчик написал в записке? (Мать мальчика надеется, что он написал общее желание: чтобы все вернулось на свои места. Но она сомневается, а вдруг он захочет остаться совсем один – «никаких глупых взрослых».)

– Какой смысл имеет название рассказа? (Наутро после того, как все люди исчезли, мужчина радовался, что ему не надо больше ходить на работу, а сыну – в школу: «Все, занятия кончились, для всех нас кончились!» «У нас одна обязанность – быть счастливыми», ведь впереди сплошные каникулы. Однако каникулы тогда желанны, когда наступают после долгих трудов, а счастье не может быть по обязанности.)

– Какую художественную роль играет прием фантастики в рассказе? (Прием фантастики привлекает читателя исключительностью событий, наглядностью, яркостью в изображении. Это подчеркивает значительность выводов, к которым приходит автор, исследуя созданную им художественную действительность.)

IV. Подведение итогов урока.

Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места».

По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали.

Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы к рассказу в учебнике (с. 262).