Урок 97. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

0
847
английский

Цель: познакомить учащихся с правилом употребления твердого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова с приставками, которые вы выписали.

– Как найти в слове приставку?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: дочка, подъезд, мороз, щипцы, молния.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это буква? В каком слове она находится? (Это твердый знак. Он не обозначает звука, находится в слове подъезд.)

– Твердый знак мы напишем вместе с буквами, которые обозначают твердые согласные звуки в слове, где букв меньше, чем звуков. Какое это слово? Какие это буквы? (Это слово – молния: в нем 6 букв и 7 звуков. Буквы м, л в этом слове обозначают твердые согласные звуки.)

ъмл млъ лъм …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске в два столбика записаны слова:

выезд подъезд

переезд объезд

проезд отъезд

– Прочитайте слова, разберите их по составу.

– Сравните данные слова, найдите в них общее. (Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос «что?». Это однокоренные слова. У них корень Все слова имеют одинаковый состав: приставку, корень, нулевое окончание.)

– Чем отличаются эти слова? (В данных словах разные приставки. Приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго столбика – на согласную.)

– После каких приставок пишется ъ? (Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)

Учитель открывает запись на доске:

отъехал, объявления, съежился, предъюбилейный.

– Обратите внимание: твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и только перед определенными буквами.

– Прочитайте записанные слова и скажите, перед какими буквами пишется ъ? (Твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я.)

– Какие буквы он разделяет? (Он разделяет согласные и гласные буквы.)

– Сформулируйте правило о написании разделительного ъ, пользуясь схемой:

2. Чтение правила, с. 132.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над упражнением 351 (списывание или запись под диктовку).

2. На доске записаны стихотворения:

Вариант I

Все вокру.. об..ято страхом:

Раз..яренный людое..

Об..явил, что с..ест сегодня

Замеч..тел..ный обе.. .

Даже нес..едобный ёж..к

С..ёж..лся (от)страха тоже.

Вариант II

Раз..яренный людое..

Мигом с..ел мешок конфет,

(За)кусил печен..ем плотно.

Он от..явленный зл..дей,

Но совсем не ест людей

И не трогает ж..вотных.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

3. Комментированное письмо под диктовку: подъехала, заявление, подкоп, объявление, уезжает, съехал, слёт, предъявить.

4. Самостоятельная работа над упражнением 352.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Когда пишется разделительный твердый знак?

Домашнее задание. Упражнение 353.