Ц е л ь: познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Прическа, праздник, суббота, ужасный, аллея, завязка, прекрасный, пассажир, робкий, вкусный, честный, шоссе.
– На какие четыре группы можно разделить эти слова?
– Докажите правописание этих слов. (Устно.)
II. Актуализация опорных знаний.
– Напишите только словосочетания и поставьте их в Т. п. и П. п.
1) Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра.
2) Белизна потолков, белеет снег, белые снежинки.
3) Желтое солнце, желтизна ромашек, листья желтеют.
4) Синеют васильки, синева небес, синяя краска.
– Со склонением прилагательных вы столкнулись впервые? (В форме мн. ч.)
III. Формирование новых знаний.
– Приведите примеры имен прилагательных в форме множественного числа. Изменяются ли они по родам?
– Сегодня вы будете учиться склонять прилагательные в форме множественного числа.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 23 на с. 17 устно, по заданию учебника.
– Какие окончания у имен прилагательных во множественном числе в И. п.?
2. Р а б о т а с таблицами на с. 18–19.
– Влияет ли тип основы на написание окончаний прилагательных множественного числа?
– Проанализируйте падежные окончания прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными.
– Сравните вопросы и окончания. Сделайте вывод.
Так что вывод очень прост.
Проще правила тут нет:
Ставьте правильный вопрос –
Будет правильный ответ.
А. Хайт
3. Первичное з а к р е п л е н и е.
В ы п о л н е н и е упражнения 24 на с. 17 по вариантам, на доске.
– Почему поставили именно эти вопросы к прилагательным в В. п.?
4. Комментированное письмо.
В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.
IV. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.
– Вставьте окончания:
от давн.. встреч;
в соседн.. подъезды;
о давн.. спорах;
около соседн.. веток;
в живуч.. организмах;
на бескрайн.. равнинах;
о настоящ.. друзьях;
с блестящ.. капельками.
V. Письмо под диктовку.
Высокие стройные сосны стоят в безмолвной тишине.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.
– Разберите по членам предложения.
VI. Итог урока.
– С чем познакомились на уроке?
Домашнее задание: упражнение 27, с. 20.