Урок 96. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи

0
803
программирование

Урок 96. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи

Цель: показать роль слов категории состояния в художествен­ ной речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор предложения,
обозначить части речи.

Судя по тормозному пути машину пов…ло (с)начал… (в)лев… потомре(з, с)ко бросило (в)прав… (Б. Акунин.)

(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, по­ том резко бросило вправо. Наречия сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ от­ рывков, выполнение заданий.

Комментарий. Тип текста первого отрывка – повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.

Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.

Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.

III . Употребление слов категории состояния в художественной
речи

Задание: найти или вспомнить предложения со словами катего­ рии состояния из художественных произведений и записать их.

Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8-10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразитель­ ность примеров.

Например:

1) На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станци­ онный смотритель».)

Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо -хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.

2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуков­ ский.)

3) С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –

И верится, и плачется, И так легко, легко…

(М. Лермонтов.)

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)

Маленькой елочке холодно зимой.

– Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребля­ются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состоя­ ния природы (описание пейзажей).

Домашнее задание

1.§45.

2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).