Урок 96. чтение слов с мягким и твердым
разделительными знаками
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о мягком и твердом разделительных знаках; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Вместо черточек – буквы».
Впишите слова с разделительным мягким знаком.
ВЬ _ _ _ (Снежная буря. Вьюга.)
У _ Ь _ (Домики для пчел. Ульи.)
С _ _ Ь _ (Мать, отец, дочь. Семья.)
О _ _ _ Ь _ _ _ (Животное. Обезьяна.)
В _ _ _ _ Ь _ (Ягоды, сваренные в сахаре. Варенье.)
Игра «Твердый – мягкий (ъ – ь)».
Задание. Выразите смысл одним словом.
Растолковать, сделать понятным. (Объяснить.)
Вход в здание. (Подъезд.)
Снежная буря, метель. (Вьюга.)
Почтовый служащий, разносящий почту. (Почтальон.)
Мясной отвар. (Бульон.)
Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.)
Почтовое отправление. (Письмо.)
Физкультминутка
Чтение текста «Три калача и одна баранка».
Вопросы:
– Что захотелось мужику?
– Что он купил и съел?
– Сколько он съел калачей?
– Что он купил еще?
– О чем подумал мужик?
– Вы согласны с мужиком?
Повторное чтение текста.
Задание. Подчеркнуть в тексте слова, в которых встречается твердый разделительный знак.
Пересказ текста.
Игра «Живые картинки».
Один из учеников показывает с помощью игрушечного автомобиля: ехал – съехал, объехал, подъехал, отъехал.
Вывод: Разделительный твердый знак при чтении отделяет согласный от гласного. Согласный не сливается с гласным, а читается отдельно. Разделительный знак изменяет значение слова.
Игра «Кто внимательный?».
– Что общего в названиях этих предметов?
Подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть, съехать, инъекция.
Физкультминутка
Чтение текста «Господин учитель Жук».
Вопросы:
– О чем это стихотворение?
– Когда оно было написано – в наше время или очень давно? Как это определить? По каким словам?
– Поможет ли тебе это стихотворение выучить алфавит?
(Читая последние строки стихотворения, можно понять, что оно написано очень давно, так как сейчас в школах нерадивых учеников не наказывают розгами.)
Работа над выразительностью чтения.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Какие были трудности?