Урок № 94. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ
Цели: развить умение заменять прямую речь косвенной; выработать навык правильного употребления предложений с прямой и косвенной речью.
I . Проверка домашнего задания и усвоения материала предыдущего урока.
Чтение и оценка составленных диалогов.
Конструирование предложений по данным схемам: 1)А:«П», а. 3)«П,-а.-П». 2) А: «П?» – а. 4) «П?» – а.3. Диктант «Проверь себя». Оформить как диалог. (Текст читается весь, затем по предложениям.)
Откуда ты, молодость?
Я отовсюду!
Кем будешь ты миру? -Днём завтрашним буду. —А где ты гнездишься?
На кручах надежды.
А кто тебе чужды?
Глупцы и невежды.
II. Новый материал.
Объяснение проводится путем самостоятельного поиска учащихся, которые наблюдают за предложенным материалом и делают вывод. Материал для наблюдения. Прямая речь. /. «Который час?» – спросил я.
«Куда едете?» – задал я вопрос моим спутникам.
«Приходи ко мне!» – сказал я товарищу. .
Товарищ сказал: «Я подожду». Косвенная речь.
/. Я спросил, который час.
Я спросил моих спутников, куда они едут.
Я сказал товарищу, чтобы он приходил ко мне.
Товарищ сказал, что подождет.
Вопросы для беседы:
Чем отличается прямая речь от косвенной?
Каковы по количеству грамматических основ предложения с косвенной речью?
3)При помощи каких союзов передается содержание повествовательных предложений чужой речи?
4) Какой союз используется для передачи побудительных предложе ний?
знак? |
…вопросительных предложений?
Что такое косвенный вопрос? Нужен ли при нем вопросительный
Что нужно знать о пунктуации при косвенной речи? III. Закрепление изученного.
1. Упражнения 349, 352.
2. Проставьте знаки препинания (прямая речь выделена). Замените прямую речь косвенной.
Вот вызывают Войницына. Войницын встаёт и твёрдым шагом приближается к столу. Прочтите билет говорят ему Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу медленно читает и мед ленно опускает руки. Ну-с извольте отвечать лениво произносит профес сор закидывая туловище назад и скрещивая руки на груди. Воцаряется гробовое молчание. Что же вы Войницын молчите. Однако же это странно замечает другой экзаменатор. Что же вы как немой стоите. Ну не знаете что ли так так и скажите. Позвольте другой билет взять глухо произносит несчастный. Профессора переглядываются. Ну извольте махнув рукой отвечает главный экзаменатор. Войницын снова берёт билет снова идёт к окну снова возвращается к столу и молчит как убитый. Наконец его прогоняют и ставят нуль. (И. Тургенев).
IV . Задание на дом:
§35, упр. 350.