Урок 94. МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

0
613
скелет

Урок 94. мягкий и твердый разделительные знаки

Цели: познакомить учащихся с мягким и твердым разделительными знаками; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Знакомство с разделительным мягким знаком.

Учитель сообщает, что дети уже знакомы с ь, обозначающим мягкость согласных.

Сегодня они познакомятся с буквой ь как разделительным знаком.

Проводится фонетический анализ с опорой на схему слова листья.

Учитель разъясняет, что в последнем слоге слова листья согласный звук [т’] примыкает к слиянию [й’а]. Но буква й после согласных не пишется. Чтобы произнести слияние как [й’а], между согласной буквой и буквой я ставится особый знак – разделительный. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак.

Мягкий знак разделительный пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

Дети читают слова в столбике так, чтобы на месте гласных букв после буквы ь отчетливо слышалось слияние:

[й’а] – братья, сыновья, семья.

? Игра «Где разделительный?».

Дети хлопают в ладоши, узнав в словах разделительный знак.

Белье, пальто, обезьяна, пыль, ружье, соль, деньки, колья, пень, платье, огоньки, колье.

Физкультминутка

? Игра «Превращение слов».

а) Вставьте разделительный мягкий знак, чтобы образовались новые слова:

Коля – (колья), семя – (семья), полено – (поленья)

б) В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Марья, Дарья, Софья, Ефросинья.)

в) Как изменить слово осень, чтобы мягкий знак стал разделительным?

Осень – осенью.

? Чтение текста К. Фофанова, с. 199.

– О чьем рождении говорится в тексте?

– Что это за ясли, в которых он родился?

Чтобы дети поняли смысл отрывка, учитель рассказывает им историю рождения Иисуса Христа или читает выдержки из библии.

2. Работа по картинке, с. 198–199.

Учитель сообщает детям, что здесь изображена история рождения Иисуса Христа.

На переднем плане Мария – мать Иисуса Христа и Иосиф – муж Марии.

В центре – младенец Иисус Христос. Родился он в Вифлееме. Мест в гостинице не было. «… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что Мария и Иосиф, не найдя места в гостинице, разместились в загоне для скота. По древнему преданию, этот хлев находился в пещере.

В верхнем левом углу видим ангелов, которые явились пастухам еще до рождения Иисуса Христа и сообщили им о рождении младенца.

И сказал им Ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, после ухода Ангела, пошли в Вифлеем. Нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Поклонились Младенцу и вознесли славу и хвалу Богу за это чудо.

Справа видим мудрецов, которые пришли с Востока, чтобы поклониться родившемуся Иисусу Христу.

Физкультминутка

? Чтение пословиц, с. 198.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?

– Что понравилось и запомнилось?