Урок 94. Категория состояния как часть речи

0
522

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ Урок 94. Категория состояния как часть речи

Цель: дать понятие о новой части речи – категории состояния, показать ее особенности.

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Найдите в словаре толкования слова категория.
Категория
(с греческого – высказывание, суждение):

Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени).

В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории).

Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (воз­ растная категория).

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

– Сделайте фонетический разбор слова категория.

II . Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1. Сопоставительный анализ предложений.

– Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим
грамматические основы:

)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень бы­ стро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло не­ милосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не.может быть подлежащего. Они передают состояние окру­ жающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)

– Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с ка­кой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника – § 45, с. 124-125 – и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Слова, которые относятся только к категории состояния: зно­ било, дышится.

3. Беседа по изученному материалу.

– Что общего у категории состояния и наречия? (Слова кате­ гории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)

Что общего у категории состояния и глагола? (Слова кате­гории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически не­ зависимы,)

С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)

III. Выполнение упражнений

Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.

Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.

Домашнее задание

§45.

Упражнение 277.