КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ Урок 94. Категория состояния как часть речи
Цель: дать понятие о новой части речи – категории состояния, показать ее особенности.
Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Найдите в словаре толкования слова категория.
Категория (с греческого – высказывание, суждение):
Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени).
В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории).
Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (воз растная категория).
Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»
– Сделайте фонетический разбор слова категория.
II . Изучение темы «Категория состояния как часть речи»
1. Сопоставительный анализ предложений.
– Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим
грамматические основы:
)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень бы стро.
2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло не милосердно.
(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не.может быть подлежащего. Они передают состояние окру жающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)
– Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника – § 45, с. 124-125 – и найдите такие слова.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Слова, которые относятся только к категории состояния: зно било, дышится.
3. Беседа по изученному материалу.
– Что общего у категории состояния и наречия? (Слова кате гории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)
Что общего у категории состояния и глагола? (Слова категории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически не зависимы,)
С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений
Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание
§45.
Упражнение 277.