Урок 93
Жизнь народа и образы крестьян в поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образ «народного заступника»
Гриши Добросклонова
Цели: показать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; помочь учащимся понять положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова); раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи.
Ход урока
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Расскажите о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».
2. В чем особенности жанра и композиции «Кому на Руси жить хорошо»?
3. Вспомните, как называются главы поэмы. О чем они? Прочитайте понравившиеся строки.
4. С какой целью собрались мужики?
5. Что заставило их странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Жизнь народа и образы крестьян
В центре произведения «Кому на Руси жить хорошо» – собирательный образ русского народа. Именно желание изобразить события народной жизни, всю народную Русь повлекло Некрасова к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей.
Поэт с горечью рассказывает о тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания. Нищета, вечный голод, изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в крестьянах – трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на чужую беду.
На страницах поэмы крестьянский мир в движении, в обилии характеров, во всей своей непосредственности и откровенности. Создается впечатление, что это «целое крестьянское море». «Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа, – пишет Ю. В. Лебедев. – В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость – так безудержная, если покаяние – так безутешное, если пьянство – так бесшабашное». На фоне этого огромного «крестьянского моря» выделяются отдельные яркие образы крестьян.
Вопросы для обсуждения:
1. Образы крестьян-правдоискателей. Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.
2. Что убеждает читателя в правдоподобии изображаемых событий?
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Примерные темы:
1. Какие типические народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?
2. Савелий – богатырь святорусский.
3. Что нового в народное представление о счастье вносит Ермил Гирин?
4. Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером и «гневным» сердцем.
5. «Народный заступник» Гриша Добросклонов.
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек определенного «быта и образа жизни» (Н. Н. Скатов) [10]: сын «батрачки безответной» и дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина» (Н. А. Некрасов), потом семинарист и хороший парень, любящий деревенских мужиков, готовый бороться за их счастье и желающий им всех благ. Но Гриша Добросклонов и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, в будущее. Гриша видит, что русский народ пробуждается к борьбе. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.
На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.
Домашнее задание.
1. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Примерные темы:
1) «Я лиру посвятил народу своему…» (Некрасов).
2) Родина в поэзии Некрасова.
3) Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» или «Элегия». (Восприятие, истолкование, оценка.)
4) Изображение судьбы русской женщины в произведениях Н. А. Некрасова.
5) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – энциклопедия русской народной жизни.
6) Проблема положительного героя в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Индивидуальное задание: биография Н. Г. Чернышевского.