Урок № 92. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

0
1087
карта мира

Урок № 92. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Цели: повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей после слов автора и перед словами автора; дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора; выработать навык расстановки знаков препинания.

I . Словарный диктант. Объяснить орфограммы.
Северо-западный ветер, прекрасная баллада, преступление против

человечности, невостребованная въездная виза, предобеденные приготов­ления, вьючное животное, никем не замеченный субъект, колышущийся в тумане силуэт, не рассчитывая на пренебрежение, чёткое распоряжение директора.

II . Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают предложения, составленные по схемам, выведен­ным на прошлом уроке. (Прямая речь не разрывается словами автора.)

III . Проверка пунктуационного навыка (в предложениях с прямой
речью, не разрываемой словами автора). –

Объяснительный диктант. Учащиеся на слух определяют прямую речь и слова автора, объясняют постановку знаков препинания.

/. «Никуда я не поеду», ответил Тема, вздохнув, и, встав, напра­вился в кабинет (Н. Гарин-Михайловский). 2. «Что с тобой делается?»-сказал, подходя ко мне, Володя, с ужасом и удивлением видевший мой по­ступок(А, Толстой). 3. Известный американский писатель Эрнест Хемин­гуэй писал: «Мир – хорошее место, и за него стоит драться, и очень не хочется его покидать».

IV . Новый материал.

Выведение первых шести схем постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, проводится путем анализа запи­ санных на доске предложений.

1. Анализ предложений со словами автора, находящимися в середи­не прямой речи. Составление схем.

/. «Я говорил вам, – воскликнул Максим Максимович, что нынче будет погода» (М. Лермонтов). «П, – а, – п».

2. «Суда на пристани есть, – подумал я. – Завтра отправлюсь в Ге­ленджик» (М. Лермонтов). «П, – а. – П».

Вопросы: 1) Чем отличаются схемы этих предложений? 2) По­чему во втором предложении после слов автора стоит точка, а не запятая, и прямая речь пишется с большой буквы?

Потому что место разрыва – граница предложений. На месте разрыва может быть вопросительный или восклицательный знак, тогда знаки ста­вятся так:

«Ой, не воротиться ли? – говорил я. К чему упрямиться?» «П? – а. – П?»

«Славная у тебя лошадь! – говорил Азамат. – Если бы я был хозя­ин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!» (М. Лермонтов). «П! – а. – П!»

Таким образом, учащиеся записывают все возможные схемы:

«П, – а, – п». 4) «П! – а. – П».

«П, – а. – П». 5) «П… – а, – п». 3)«П?-а.-П». 6)«П…-а.-П».

2. Сложные случаи постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, даются в объяснении учителя.

Объяснение учителя. Учащиеся записывают выделенные предло­жения и схемы (эти предложения могут быть записаны на доске заранее, учитель обращается к ним, иллюстрируя свое объяснение).

К этим известным схемам необходимо добавить следующие случаи:

1) «Идём, холодно, сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что мол­чишь?» (А. М. Горький).

В этом предложении первая часть слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая – ко второй, стоящей после разрыва. В этом случае после слов автора ставится двоеточие и тире: «П, – а: – П?»

2) Если прямая речь включается внутрь авторского повествования
(т. е. она следует за вводящими ее словами автора, а за ней авторское вы­сказывание продолжается), то перед прямой речью, заключенной в кавыч­ки, ставится двоеточие, а после нее – перед последующей частью авторского высказывания – запятая или тире.

Например: Постояв, помолчав, проговорив многозначительно: «Да-с, так-то вот оно все», Кондратий побрел обратно к саду. А: «П», а.

Запятая употребляется, когда требуется выделить обособленный оборот, отделить придаточное предложение, разделить однородные члены в авторском повествовании.

Тире обязательно, если прямая речь имеет на конце восклицатель­ный, вопросительный знаки или многоточие.

Например: «Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» – когда всё стихло вокруг.Тире необходимо, если после прямой речи стоит союз и, присоеди­няющий однородный член в авторском повествовании.

Например: Наконец Соня говорила: «Ну, спать!» – и, простясь с ними, я шёл к себе.

Таким образом, к известным шести схемам добавляем следующие:
7)А:«П», а. 9)А:«П!»-а.

8)А:«П?»-а. 10) А: «П…»- а.

11)«П,-а:-П».

V .Закрепление изученного.

Тренировочное упражнение 344 ( I ч. 3, 6 предл.; II часть).

Осложненное списывание: расставить знаки препинания, пользу­ясь выведенными схемами № 7, 8, 9, 10.

/. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2. Дежурный сообщил Обед готов и пригласил всех в столовую. 3. Не успел я подумать Опять сегодня нет га­зет как в дверь позвонил почтальон. 4. Учитель сказал Урок окончен и вы­шел из класса.

VI . Задание на дом:

§ 34, упр. 345.