Урок № 92. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Цели: повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей после слов автора и перед словами автора; дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора; выработать навык расстановки знаков препинания.
I . Словарный диктант. Объяснить орфограммы.
Северо-западный ветер, прекрасная баллада, преступление против
человечности, невостребованная въездная виза, предобеденные приготовления, вьючное животное, никем не замеченный субъект, колышущийся в тумане силуэт, не рассчитывая на пренебрежение, чёткое распоряжение директора.
II . Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают предложения, составленные по схемам, выведенным на прошлом уроке. (Прямая речь не разрывается словами автора.)
III . Проверка пунктуационного навыка (в предложениях с прямой
речью, не разрываемой словами автора). –
Объяснительный диктант. Учащиеся на слух определяют прямую речь и слова автора, объясняют постановку знаков препинания.
/. «Никуда я не поеду», – ответил Тема, вздохнув, и, встав, направился в кабинет (Н. Гарин-Михайловский). 2. «Что с тобой делается?»-сказал, подходя ко мне, Володя, с ужасом и удивлением видевший мой поступок(А, Толстой). 3. Известный американский писатель Эрнест Хемингуэй писал: «Мир – хорошее место, и за него стоит драться, и очень не хочется его покидать».
IV . Новый материал.
Выведение первых шести схем постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, проводится путем анализа запи санных на доске предложений.
1. Анализ предложений со словами автора, находящимися в середине прямой речи. Составление схем.
/. «Я говорил вам, – воскликнул Максим Максимович, – что нынче будет погода» (М. Лермонтов). «П, – а, – п».
2. «Суда на пристани есть, – подумал я. – Завтра отправлюсь в Геленджик» (М. Лермонтов). «П, – а. – П».
Вопросы: 1) Чем отличаются схемы этих предложений? 2) Почему во втором предложении после слов автора стоит точка, а не запятая, и прямая речь пишется с большой буквы?
Потому что место разрыва – граница предложений. На месте разрыва может быть вопросительный или восклицательный знак, тогда знаки ставятся так:
«Ой, не воротиться ли? – говорил я. – К чему упрямиться?» «П? – а. – П?»
«Славная у тебя лошадь! – говорил Азамат. – Если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!» (М. Лермонтов). «П! – а. – П!»
Таким образом, учащиеся записывают все возможные схемы:
«П, – а, – п». 4) «П! – а. – П».
«П, – а. – П». 5) «П… – а, – п». 3)«П?-а.-П». 6)«П…-а.-П».
2. Сложные случаи постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, даются в объяснении учителя.
Объяснение учителя. Учащиеся записывают выделенные предложения и схемы (эти предложения могут быть записаны на доске заранее, учитель обращается к ним, иллюстрируя свое объяснение).
К этим известным схемам необходимо добавить следующие случаи:
1) «Идём, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?» (А. М. Горький).
В этом предложении первая часть слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая – ко второй, стоящей после разрыва. В этом случае после слов автора ставится двоеточие и тире: «П, – а: – П?»
2) Если прямая речь включается внутрь авторского повествования
(т. е. она следует за вводящими ее словами автора, а за ней авторское высказывание продолжается), то перед прямой речью, заключенной в кавычки, ставится двоеточие, а после нее – перед последующей частью авторского высказывания – запятая или тире.
Например: Постояв, помолчав, проговорив многозначительно: «Да-с, так-то вот оно все», Кондратий побрел обратно к саду. А: «П», а.
Запятая употребляется, когда требуется выделить обособленный оборот, отделить придаточное предложение, разделить однородные члены в авторском повествовании.
Тире обязательно, если прямая речь имеет на конце восклицательный, вопросительный знаки или многоточие.
Например: «Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» – когда всё стихло вокруг.Тире необходимо, если после прямой речи стоит союз и, присоединяющий однородный член в авторском повествовании.
Например: Наконец Соня говорила: «Ну, спать!» – и, простясь с ними, я шёл к себе.
Таким образом, к известным шести схемам добавляем следующие:
7)А:«П», а. 9)А:«П!»-а.
8)А:«П?»-а. 10) А: «П…»- а.
11)«П,-а:-П».
V .Закрепление изученного.
Тренировочное упражнение 344 ( I ч. 3, 6 предл.; II часть).
Осложненное списывание: расставить знаки препинания, пользуясь выведенными схемами № 7, 8, 9, 10.
/. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2. Дежурный сообщил Обед готов и пригласил всех в столовую. 3. Не успел я подумать Опять сегодня нет газет как в дверь позвонил почтальон. 4. Учитель сказал Урок окончен и вышел из класса.
VI . Задание на дом:
§ 34, упр. 345.