Урок 92. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВА Фф

0
674

Урок 92. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф‘], БУКВА Фф

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [ф] и [ф’], буквой Ф ф; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как фыркает кот? (Ф-ф-ф…)

1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением шарфа и схему к этому слову.

– Как можно сказать о шарфе, если он маленький? (Шарфик.)

Слово печатается на доске и чертится к нему схема.

Твердый гласный [ф] выделяется с опорой на схему из слова шарф, мягкий согласный [ф’] – из слога-слияния в слове шарфик. Определяется, что эти звуки являются глухими, парными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’].

Игра «Кто внимательный?».

а) Найдите одинаковый звук в словах:

фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг, телефон, ферма, асфальт, флот, фотография.

б) Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов.

Фрукты ель дом яблоко

Ф е д я

Игра «Твердый – мягкий».

Дети показывают синюю карточку, если звук [ф] твердый, зеленую, если звук [ф’] мягкий.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон.

Физкультминутка

2. Учитель показывает карточку с буквой Ф ф.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу.

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

В. Степанов

– На что еще похожа буква Ф? (Ответы детей.)

3. Учащиеся печатают букву Ф ф в тетрадях.

Чтение слов в столбиках, с. 195.

4. Дети читают и разбирают слова, записанные на доске:

шарф флаг финиш Федя

кофта флажок фигура Ефим

Чтение стихотворения А. С. Пушкина, с. 195.

Работа над выразительностью чтения.

Выяснить, как дети понимают фразу: «Все флаги в гости будут к нам».

Физкультминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина, с. 194.

Заучивание наизусть (хором).

5. Дети рассматривают картинку, с. 194–195.

– Назовите средства передвижения по воде.

– Для каких целей они служат?

(Пассажирский лайнер (пароход, теплоход), линкор (военный корабль), подводная лодка; ледокол – прокладывает дорогу кораблям во льдах; парусник, лодка.)

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?

– Что особенно было интересным?

– Какие задания показались трудными?