Урок № 91. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

0
738

Урок 91. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Цели: дать понятие о различных способах передачи чужой речи; по­вторить правила постановки знаков препинания при прямой речи.

I . Словарный диктант.

Уклонился от беспристрастных требований, купленная в магазине туалетная бумага, попался на крючок, грандиозные объёмы, бьют наот­ машь, стираная холщовая сумка, вдалеке блестит зарница, цыганское сча­ стье, безвестный попутчик.

П. Новый материал.

Понятие о прямой и косвенной речи вводится методом наблюдения учащихся над предложенным материалом. Беседа.

1. Материал для наблюдения.
Сравните:

/. – Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, – кликнул старик лас­ково.

– Боюсь, -раздался тонкий голосок (И. Тургенев).

2. Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни
подошла к нему. Аннушка тонким голосом ответила, что боится.

Вопросы:

1)В каком отрывке автор передает слова старика и Аннушки так, как они были ими сказаны, сохраняя их особенности?

2) Предложения второго отрывка простые или сложные? В какой части передана чужая речь (старика и Аннушки)?

2. Чтение материала перед § 34. Беседа по вопросам:

Чем отличается прямая речь от косвенной?

Какие ещё способы передачи чужой речи существуют?

3. Повторение изученного ранее о прямой речи. Вопросы:

От лица кого передается прямая речь?

Какой знак препинания используется, чтобы выделить прямую речь?

Как называется та часть предложения, которая сопровождает пря­ мую речь?

4. Анализ предложений, составление схем.

/. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный маль­чишка!» (М. Лермонтов).

Вводим условные обозначения: А (а) – слова автора, П (п) – прямая речь. Первая схема А: «П!».

«Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. «П», – а.

«Трогайтесь!» – закричал он ямщикам. «П!» – а.

«Что ты здесь притаился?»- спрашивает Дубровский кузнеца. «П?»-а.

«Ветру бы теперь дунуть…» говорит Сергей. «П…»- а.

III. Закрепление изученного.

Изложение-миниатюра.

Задание: отметить предложения, в которых передается чужая речь. Какие способы передачи чужой речи использованы в тексте? Со­ставьте схему предложения с прямой речью.

Спасское-Лутовиново. Здесь жил Иван Сергеевич Тургенев. В парке уцелело много старых деревьев. Уцелел и дуб Тургенева. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, ко­ торую я уже, вероятно, никогда не увижу»,- писал Иван Сергеевич с чужбины. Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, ставшему образом далёкой родины.

По мнению специалистов, возраст дерева 160-170 лет. Молчаливый друг Тургенева не раз бывал в опасности, и только искусство многих специалистов спас­ ло ему жизнь. Дуб сейчас достигает около 30 метров высоты. Окружность ствола – 5 метров.

При любви к нему и вниманию он ещё долго простоит, безмолвный друг ве­ ликого человека.

С. Антонов

IV . Задание на дом:

подобрать по одному предложению по каждой из выведенных схем.