Урок № 91. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Цели: дать понятие о различных способах передачи чужой речи; повторить правила постановки знаков препинания при прямой речи.
I . Словарный диктант.
Уклонился от беспристрастных требований, купленная в магазине туалетная бумага, попался на крючок, грандиозные объёмы, бьют наот машь, стираная холщовая сумка, вдалеке блестит зарница, цыганское сча стье, безвестный попутчик.
П. Новый материал.
Понятие о прямой и косвенной речи вводится методом наблюдения учащихся над предложенным материалом. Беседа.
1. Материал для наблюдения.
Сравните:
/. – Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, – кликнул старик ласково.
– Боюсь, -раздался тонкий голосок (И. Тургенев).
2. Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни
подошла к нему. Аннушка тонким голосом ответила, что боится.
Вопросы:
1)В каком отрывке автор передает слова старика и Аннушки так, как они были ими сказаны, сохраняя их особенности?
2) Предложения второго отрывка простые или сложные? В какой части передана чужая речь (старика и Аннушки)?
2. Чтение материала перед § 34. Беседа по вопросам:
Чем отличается прямая речь от косвенной?
Какие ещё способы передачи чужой речи существуют?
3. Повторение изученного ранее о прямой речи. Вопросы:
От лица кого передается прямая речь?
Какой знак препинания используется, чтобы выделить прямую речь?
Как называется та часть предложения, которая сопровождает пря мую речь?
4. Анализ предложений, составление схем.
/. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов).
Вводим условные обозначения: А (а) – слова автора, П (п) – прямая речь. Первая схема А: «П!».
«Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. «П», – а.
«Трогайтесь!» – закричал он ямщикам. «П!» – а.
«Что ты здесь притаился?»- спрашивает Дубровский кузнеца. «П?»-а.
«Ветру бы теперь дунуть…» – говорит Сергей. «П…»- а.
III. Закрепление изученного.
Изложение-миниатюра.
Задание: отметить предложения, в которых передается чужая речь. Какие способы передачи чужой речи использованы в тексте? Составьте схему предложения с прямой речью.
Спасское-Лутовиново. Здесь жил Иван Сергеевич Тургенев. В парке уцелело много старых деревьев. Уцелел и дуб Тургенева. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, ко торую я уже, вероятно, никогда не увижу»,- писал Иван Сергеевич с чужбины. Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, ставшему образом далёкой родины.
По мнению специалистов, возраст дерева 160-170 лет. Молчаливый друг Тургенева не раз бывал в опасности, и только искусство многих специалистов спас ло ему жизнь. Дуб сейчас достигает около 30 метров высоты. Окружность ствола – 5 метров.
При любви к нему и вниманию он ещё долго простоит, безмолвный друг ве ликого человека.
С. Антонов
IV . Задание на дом:
подобрать по одному предложению по каждой из выведенных схем.