Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского рода, обогащать речь учащихся прилагательными.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Желтый, черный, багровый, коричневый, коралловый, фиолетовый, кумачовый.
II. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны фразеологизмы (их значение прикрыто листом бумаги).
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
На блюдечке с золотой каемочкой – получить желаемое без особых усилий.
Учитель просит объяснить значения этих устойчивых выражений. Затем открывает часть, объясняющую значение фразеологизмов. Учащиеся читают в них прилагательные, рассказывают о прилагательном все, что известно.
– Как определили морфологические признаки?
III. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке вы будете учиться склонять имена прилагательные женского рода.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1, с. 3 (учебник, ч. 2).
По заданию учителя учащиеся делят слова на две группы – с твердой и мягкой основой, затем сопоставляют окончания, накапливая знания для вывода.
д алее упражнение выполняется по заданию учебника.
Учащиеся приходят к выводу самостоятельно.
В ы в о д: у имен прилагательных женского рода с мягкой основой окончание -яя, с твердой основой – -ая.
2. У п р а ж н е н и е в склонении прилагательных.
Учащимся предлагается просклонять 2 прилагательных из упр. 1 (по выбору).
3. Р а б о т а с таблицей на с. 4.
Учитель организует анализ таблицы по плану:
1) Сравнение падежных вопросов.
2) Вывод, полученный в результате сравнения падежных вопросов и прилагательных.
3) Проверка вывода на с. 5.
4) Составление блок-схемы по правилу.
5) Подтверждение блок-схемы своими примерами.
4. В ы п о л н е н и е упражнения 2 на с. 4.
Учащиеся читают сведения о языке на с. 5, согласуют с ним или оппонируют ему, подтверждают примерами.
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника, с комментированием.
2. О т р а б о т к а навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.
Н а д о с к е записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Учащиеся вставляют окончания в прилагательные и определяют падеж.
Удивительн.. красоту, свеж.. зеленью, в ненастн.. осень, могуч.. силой, радостн.. жизнью, в соседн.. рощу.
3. Расставьте падежи к данным вопросам:
… какая?
… какую?
… какой?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
д омашнее задание: упражнение 4, с. 6.