Урок 90 РАСУЛ ГАМЗАТОВ. «ЗЕМЛЯ КАК БУДТО СТАЛА ШИРЕ…», «ОПЯТЬ ЗА СПИНОЮ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ…»

0
770

Урок 90 расул гамзатов. «земля как будто стала шире…», «опять за спиною родная земля…»

Цели: познакомить с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова; охарактеризовать особенности творчества писателя.

Методические приемы: слово учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть текста песни (по выбору).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев – прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

Его предки – поэты и труженики – горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема – весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов – сила воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя.

Утверждая гражданское, национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе.

2. Чтение вступительной статьи учебника о Расуле Гамзатове (с. 225–226).

3. Чтение стихотворений «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…».

4. Беседа по вопросам.

– Определите тему прочитанных стихотворений. О чем рассказывается в них?

– Каким чувством проникнуты строки произведений?

– Каким человеком представляется нам лирический герой?

– Как вы думаете, в какой период жизни поэта написаны данные стихотворения?

– Какие художественные средства выразительности использует автор?

– Понравились ли вам стихотворения Р. Гамзатова? Созвучны ли они вашему мироощущению?

V. Подведение итогов урока.

Р. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что присуще творческому мастерству писателя.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1–3 учебника (с. 227).