Урок 90. чтение слов с БУКВОЙ Щ
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке [щ’], букве щ; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Узнайте звук».
а) Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:
пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
б) Сколько звуков [щ’] в поговорке:
Щи да каша – пища наша.
Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком[щ’], которые встретятся в рассказе.
КАТИН ЩЕНОК
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и начал играть.
Вопросы:
– Кого подарили Кате?
– Куда посадила Катя щенка?
– Где уснул щенок?
– Что сделал щенок, когда проснулся?
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ящика, щетки, клещей, плаща.
Называют вещи и объясняют, для чего они нужны.
Физкультминутка
Чтение текста о щенках, с. 189.
Вопросы:
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Что есть у щетки?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
2. Разгадывание загадок про овощи, с. 188.
– Какие еще овощи вы знаете?
– Какие еще загадки знаете про овощи?
Чтение текста «Овощи», с. 190–191.
Вопросы:
– Откуда пришла хозяйка?
– Что она принесла?
– О чем спорили овощи на столе?
– Что тем временем сделала хозяйка?
– Что в итоге получилось?
Физкультминутка
3. Проговаривание чистоговорок.
Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.
Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
4. Прослушивание сказки.
СКАЗКА ПРО ШИПЯЩИЕ
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Но очень дружат и стоят в парах:
жи – ши, ча –ща, чу – щу!
Дети делают вывод: нет слияний шипящих с гласными Ы, Ю, Я.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?