Цель урока: формировать у учащихся стремление к любви и добру; развивать у детей творческое мышление и воображение; воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к себе, к окружающему миру; формировать умения договариваться, планировать совместную деятельность, оказывать взаимопомощь.
Методы: беседа, объяснение, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», мяч, несколько листов ватмана, цветные карандаши, мелки, краски, клей, ножницы, листы бумаги, журналы, свечи, музыкальный материал.
Круг радости
Учитель предлагает детям подумать над качествами, которые они больше всего ценят в людях.
– Передавая мяч по кругу, пожелайте всем нам проявлять какое-то качество, например: «Будьте всегда добрыми», «Уважайте своих товарищей», «Оказывайте помощь всем, кому она нужна» и т.д.
Проверка домашнего задания
1. Как вы думаете , где «живут» чувства человека?
2. Могут ли чувства изменяться? Каким образом?
3. Как можно научиться владеть своими чувствами? Расскажите, что вы для этого делаете?
– Об этом вы размышляли дома. Давайте прочитаем сочинения, которые вы написали.
Чтение сочинений по желанию детей.
Дети обмениваются впечатлениями. Учитель благодарит детей за выполненную домашнюю работу.
Творческая работа. Составление коллажа «Мой мир»
Порядок работы:
Учитель распределяет детей на 2-3 группы.
Для каждой группы подготовлен материал: журналы, газеты, рисунки, соответствующие тематике урока самопознания , лист ватмана, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей и т.д.
3. Отобранный детьми для работы материал вырезается и наклеивается на лист ватмана.
4. Коллаж дополняется рисунками, надписями, схемами и т.д.
5. Защита групповой работы.
В процессе работы желательно, чтобы звучала спокойная музыка.
Вариантом может быть коллективная работа всего класса, когда на большом полотне бумаги трудится весь класс, каждый ученик «творит» на своем «участке».
По итогам этой творческой деятельности коллажи вывешиваются на обозрение. Предусматривается галерейная прогулка.
Ученики, по желанию, рассказывают о своих впечатлениях, которые возникали у них в процессе творческой деятельности, а также о своих идеях и замыслах, которые появились в процессе выполнения коллажа.
Домашнее задание
Выполните в тетради «Моя помощница» задание 1 и 2.
Круг «От сердца к сердцу»
Дети садятся в круг. Каждый ученик получает маленькую свечу с подсвечником.
– Ребята! Сегодня мы провели интересный урок самопознания. Давайте зажжем свечи и несколько минут посидим в тишине. Подумаем, поразмышляем о самом важном и главном – о внутреннем мире человека. Затем понаблюдаем, как будут гореть наши свечи.
От свечи учителя дети по кругу зажигают свои свечи, поднося их друг к другу. Когда зажжется последняя свеча, учитель просит ребят посмотреть на огонек свечи и рассказать о своих впечатлениях.
– Дети, я хочу поблагодарить вас за вашу искренность. Каждый подарил мне и друг другу свои добрые мысли и чувства.
В народе бытует легенда, что огонь очищает мысли и чувства человека, принося в сердце мир, покой, добро, гармонию. Я желаю вам, мои дорогие и любимые ученики, чтобы вы в своей жизни всегда поддерживали своих близких и родных, помогали знакомым и незнакомым людям, зажигая в их сердцах искры Любви, Добра и Мира.