Урок 9 Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»

0
591
науки информатики

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимопроверка письменного домашнего задания.

Учащиеся (в парах) обмениваются тетрадями по чтению и проверяют работу друг друга.

2. Слушание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» можно организовать по группам.

Ученики в группах рассказывают стихотворение, затем один представитель от каждой группы (это должен быть тот учащийся, которого группа признала лучшим) рассказывает стихотворение всему классу. Остальные дети оценивают чтение, отмечая положительные стороны и указывая недостатки.

– Кого вам напоминает «весенний первый гром»?

– Какие ощущения испытываете, когда читаете, слушаете стихотворение? (Свежести, чистоты, радости от того, что природа пробуждается.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья».

– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.

– Что вам напоминает их полет?

– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

Беседа.

– Какими вам показались листья?

– О чем они мечтают?

– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?

– Какие слова помогают лучше представить характер листьев?

– Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения?

– Действительно, слово в художественном произведении емко и незаменимо.

Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить логическое ударение.

Примечание: учителю следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар. поэт.) – легкий теплый ветерок.

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось?

– Чему научились на уроке?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» (с. 63, часть 1-я), написать мини-сочинение на тему «О чем рассказал мне сорвавшийся листок».