Урок 89. Обобщение по теме «Наречие»
Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие навыков анализа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, трениро вочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Записать предложения, объяснить правописание наречий и их роль в предложениях:
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало… (А.С. Пушкин.)
Даша никогда еще не видела такого цветка -нив поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Пла тонов.)
П. Проверка домашнего задания
Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупот ребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.
Беседа по вопросам и заданиям № 1-4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.
III . Свободный диктант
Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания. Комментарий. Основная мысль текста: Байкал – это нацио нальная гордость России, одно из самых дорогих мест.
Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».
IV . Тренировочные упражнения
1. Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.
Комментарий. В предложениях употреблены лишние сло ва – наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказа лись потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.
2. Упражнение 271: комментированное письмо; морфологиче ский разбор слова справа у доски.
3. Упражнение 272: самостоятельная работа.
Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка»,
«Елка-шалашик».
Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [йо]; буква в в слове выборочной – звук [в]; буква б в слове рубки – звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись – звук [ф].
Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).
Упражнение 274.
Подготовка к словарному диктанту.
Индивидуальные задания: используя этимологические сло вари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)