Урок 88 стихотворения о природе. С. есенин, н. рубцов, н. заболоцкий
Цели: продолжить знакомство с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению.
Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Звучит одна из записей песен на стихи С. Есенина.
2. Слово учителя (демонстрация портрета Есенина).
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – писал Есенин. Поэзия его необыкновенна по своей предельной искренности.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
<…>
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Как писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляющие образы – почти всегда настоящее художественное открытие.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною над сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива.
Златится спелая звезда.
Пушкинская простота и прозрачность – вот идея, которая руководила Есениным, идеал, позволивший ему пропеть гимн родной земле:
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
3. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Топи да болота…» учащимися с последующим анализом.
стихотворение «Топи да болота…» проникнуто неисчерпаемой грустью.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Но он любит тот край, где «топи да болота». Он видит синее небо, как платок, раскинувшийся над топями, болотами, над хвойным лесом, над рыжей хвоей, которая на солнце отливает золотом. Так и слышится, будто бы она звенит («взвенивает»). Поэта радует теньканье синицы, скрывающейся «меж лесных кудрей». Темные ели чутко прислушиваются к доносящимся звукам, вспоминая «гомон (разговор) косарей». Вот еще картина: со скрипом по лугу тянется обоз. Не забыта им и такая деталь: пахнет липой от колес. Любовь к родному краю выражается и сравнениями, и эпитетами, и метафорами. Автору грустно: край беден и забыт, но он любит его всей душой.
4. Слово учителя.
Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома, в 1903 г. С 1910 г. жил в глухом селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской губернии. Его стихи – философско-лирические зарисовки о природе, о месте в ней человека, о гармонии и мироздании.
5. Чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» с последующим анализом.
– Вспомните стихотворением «Не позволяй душе лениться…» Какова основная мысль?
– Какое свое чувство к природе пытается передать нам автор? («Мне довольно…» (достаточно) для радости увидеть неприхотливый одуванчик, подорожник, который тоже живет в суровых условиях. Чем проще растение, тем оно милее автору. «В государстве ромашек…» он готов пролежать до утра, глядя в необъятное небо, на светящиеся звезды. Прислушиваясь к шуму трав, ветра, лежал бы и думал о беспредельности полей, о красоте и загадочности дубрав, о своей очарованности простыми, не экзотическими цветами и травами. Только доброй души человек, любовь которого к родине, к ее природе бескорыстна, безгранична, искренна, мог написать такое стихотворение.)
6. Слово учителя о Н. Рубцове (1936–1971).
Николай Рубцов – одна из ярких фигур «тихой лирики». За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой в детдоме, и первые же его стихи – о России, о любви к ней, о единстве с ней:
С каждой избою и тучею…
…
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Не забыто автором ничто: ни ивы, ни река, ни пенье соловьев. Здесь прах его матери. Конечно, многое изменилось: «тина теперь и болотина там, где купаться любил», церковная обитель заросла травой. Но он помнит и школьный забор, на котором сидел, «словно ворона», и школу… деревянную, и речку. Удивительною искренностью и любовью веет от этих стихов.
7. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина» учащимися.
8. Слово учителя о стихотворении Н. Рубцова «Левитан» (демонстрация репродукций картин Левитана).
В стихотворении Рубцова «Левитан», написанном по мотивам картины художника Левитана «Вечерний звон», даны образы России, природы.
Перед нами бревенчатые лачуги, луг, собор, где звенят колокола. Ему слышится и звон колокола, и колокольчиковый звон. Звон колокольчиков луговых западает в его душу «не глуше колоколов всей России». Звон колокольчиков дарит ему и радость, и силу. Рубцов выражает любовь свою и благодарность за то, что был на земле. Читая стихи Рубцова, удивляешься вместе с ним каждой травинке, каждому живому существу и в то же время вместе с ним думаешь о вечном.
9. Чтение стихотворения «Левитан».
10. Заключительное слово учителя.
«Тихая лирика» тесно связана с Россией, с ее природой, рисует ее неброскую красоту, ее чарующую силу; она отражает думы поэтов о будущем России, она пробуждает воспоминания о прошлом; она проникнута великой любовью. И хорошо, если бы частица этой любви к родине нашла место в нашей душе, в нашем сердце!
11. Рассматривание и обсуждение, рецензирование рисунков учащихся (домашнее задание).
III. Подведение итогов урока.
– Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных поэтами, показались вам особенно запоминающимися?
– Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?
Домашнее задание: создать письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворения о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона».