Ц е л ь: развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.
Х о д у р о к а
I. Вводная беседа и постановка учебной задачи.
В о п р о с ы беседы:
– Приходилось ли вам бывать в лесу?
– Какие впечатления вы испытывали от общения с природой?
– Какие особенности тех или иных деревьев вы замечали?
– Что примечательного отмечали в деревьях, которые растут в лесу?
– Как бы вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? (Будем учиться составлять повествовательный текст с элементами описания.)
II. Рассматривание рисунка.
Используется иллюстрация из упражнения 59, с. 177.
В о п р о с ы беседы по рисунку:
– Что вы видите на рисунке?
– Какое дерево изображено на переднем плане?
– Что можете о нем рассказать?
– Как называется верхняя часть дерева?
– Опишите ее.
III. Обсуждение структуры текста.
Н а д о с к е записаны опорные в о п р о с ы, которые помогут при обсуждении:
1) Какой текст вы будете составлять – описательный или повествовательный? (Повествовательный.)
2) Какова его основная мысль?
3) С чего начнете свое сочинение? (Варианты учащихся.)
4) О чем пойдет речь в основной части? (Характеристика и описание дерева.)
5) Что можно написать в заключении? (Свое отношение.)
6) Составьте план сочинения. (Предложения детей.)
IV. Лексико-стилистическая и орфографическая подготовка.
В процессе беседы по рисунку учитель записывает трудные слова, разбирает с учащимися орфограммы.
– В описательном тексте много прилагательных. О чем нужно помнить? (Об однородных членах предложения – определениях и расстановке знака пунктуации в них.)
V. Написание сочинения.
Учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь. По окончании написания учащиеся проводят с а м о п р о в е р к у.
VI. Итог урока.
– Зачем нужно учиться писать сочинения?
Учитель просит 2–3 учащихся прочитать свои сочинения.
Домашнее задание: сделать работу над ошибками, допущенными в диктанте.