Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Ганса Христиана Андерсена; прививать ученикам интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать в детях сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки детей, выполненные ими к мифу «Храбрый Персей».
– Глядя на ваши работы, ребята, невольно переносишься в далёкие времена. Мы видим и прекрасную Андромеду, и сильного доброго Персея, и коварную Медузу Горгону, и злое ненасытное чудовище, пожиравшее людей, и трусливого царя. Они как живые проходят перед нами. Это говорит о том, что произведение тронуло вас, не оставило равнодушными.
– Какие эпизоды вас особенно взволновали? Прочитайте их. Учащиеся читают выбранные ими эпизоды.
– Чем прочитанный вами отрывок взволновал вас?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы вновь встретимся с произведением сказочника, который поведал необыкновенную историю о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа; он рассказал и о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая принцесса; и уж, пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной Королевы
– Кто же этот сказочник?
– Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете?
– Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?
– Чем они вам нравятся?
– Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.
Учитель и несколько учащихся читают сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Какие чувства вы испытывали к бедному «утёнку»?
– Что вы думаете об обитателях птичьего двора?
– Когда вам было особенно горько за «утёнка»?
– Перечитайте эти эпизоды.
– Почему «утёнка» влекло к «величавым птицам» – лебедям?
– Перечитайте ещё раз отрывок, который повествует о встрече гадкого утёнка с прекрасными лебедями.
чтение со слов: «Полечу к ним, к этим величавым птицам» до слов: «А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами».
– Какова главная мысль сказки?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Какие чувства в вас пробудил?
Домашнее задание: перечитать сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (с. 200–214, часть 2-я), подготовить выразительное чтение или пересказ наиболее тронувшего, взволновавшего отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.