Урок № 85. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
925


Урок № 85. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие об уточняющих обособленных членах; вырабо­тать умение видеть их в предложении и выделять с помощью знаков пре­пинания.

III . Проверка домашнего задания и повторение изученного.

Проверяется упр. 325.

Графический диктант: записать диктуемые предложения в виде схем.

1. Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова (Н. Некрасов).

Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы (М. Лермонтов).

Вокруг нашего дома стояли, задумавшись, огромные каштаны (К. Паустовский). 4. Несмотря на поздний час, улицы были полны народа (В. Катаев). 5. Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.

3. Синтаксический разбор.

Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадаю­щими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло, расстилалось пе­ред окнами между разнообразными зелёными берегами, уходило вперед,

сжимаясь между громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друге долинах, горах, облаках, льдинах (Л. Толстой). [Предложение можно продиктовать или записать на доске, опустив знаки препинания и сделав пропуски на месте орфорграмм.] Вопрос: чем осложнено данное предложение?

Сравнительным оборотом – как горящая свеча.

Однородными сказуемыми – расстилалось, уходило, упиралось и

исчезало.

3) Однородными обстоятельствами образа действия – неподвижно,

гладко, как будто выпукло.

4) Однородными обстоятельствами места – в долинах, горах, облаках

и льдинах.

Обособленным несогласованным определением – с точками ло­док и их пропадающими следами.

Обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом – сжимаясь между громадными уступами и одиночным деепри­частием – темнея.

IV . Новый материал.

1. Объяснение нового материала начинается с вопросов классу:

Что значит уточнить что-либо? (Добавить что-то в характери­стике, конкретизировать.)

Как по-вашему, какие члены предложения могут уточняться?

Чтобы ответить на последний вопрос, необходимо проделать сле­дующее: в данных предложениях найти уточняемый член и уточняющий, обозначить их графически как члены предложения. (Работу можно услож­ нить, предложив учащимся составить предложения, подобные данному.)

1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

2. Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное

(А. М. Горький).

3. Он учил нас передвигаться по-пластунски, то есть ползком на

локтях.

Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шине­ ли (В. Катаев).

Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми.

Никто, кроме тебя, не может сделать эту работу.

Многие из участников олимпиады были наши, москвичи.

А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).

В результате проделанной работы учащиеся должны усвоить, что уточняться может любой член предложения (1 – обстоятельство места; 2 – обстоятельство времени; 3,4- обстоятельство образа действия; 5 – опреде­ ление; 6,9 – подлежащее; 8 – сказуемое, 7 – дополнение).

2. Анализ упр. 328 и беседа по вопросам:

Для чего служат уточняющие члены предложения?

Какие члены предложения требуют уточнения в проанализиро­ванных предложениях (упр. 328)?

Выделяются ли интонацией уточняющие члены?

Чтение § 33 (кроме примечания).

Устно выполняется упр. 329

V .Закрепление изученного.

1. Осложненное списывание. Открыть скобки, вставить пропущен­ные буквы и знаки препинания.

/. (В) дали ближе к рощ… глухо стучал т…пор. 2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья. 3. Он (н…) когда (н…) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически. 4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 5. Прямо (передо) мною в углу образов…(н, нн) ом тем обрывом и р…вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и ды­мились друг подле дружки два огонька (Из произведений Тургенева).

2. Творческий диктант. Задание: уточнить выделяемый учите­ лем член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лин­гвистика.)

Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии. (Наука об употреблении знаков препинания.)

Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) Задание на дом:

§ 33 упр. 330.