Ц е л ь: формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях:
На верхушке ели, на крыше избушки, от кочки к кочке, от березки к березке, по дорожке к сторожке, на листочке черемухи.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает просклонять прилагательное молодой с вопросами, затем прилагательное серый (на доске и в тетрадях).
И. п. (какой?) молодой Р. п. (какого?) молодого Д. п. (какому?) молодому В. п. (какой?) молодой Т. п. (каким?) молодым П. п. (о каком?) о молодом |
И. п. (какой?) серый Р. п. (какого?) серого Д. п. (какому?) серому В. п. (какой?) серый Т. п. (каким?) серым П. п. (о каком?) о сером |
Учащиеся характеризуют падежные окончания.
– Будут ли изменяться окончания этих прилагательных, если они будут сочетаться с существительными в среднем роде? (Нет, кроме И. п. и В. п.)
III. Формирование новых знаний.
1. Н а б л ю д е н и е за прилагательными с ударными и безударными окончаниями.
Учащиеся под руководством учителя анализируют ударные и безударные падежные окончания прилагательных (на примере предыдущих слов молодой и серый), отмечают сходства и различия, делают вывод.
– Для всех ли случаев будет подходить ваш вывод?
П р о в е р к а вывода осуществляется при выполнении упражнения 34 на с. 166.
2. Ч т е н и е п р а в и л а на с. 167.
Учащиеся сравнивают окончания падежных вопросов и окончания прилагательных. Делают в ы в о д.
Затем учащиеся читают рифмованное правило, последние две строчки заучивают наизусть.
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнений 35, 36 на доске с комментированием и в тетрадях самостоятельно.
V. Мини-проверочная работа.
Н а д о с к е записаны словосочетания:
В снежн.. уборе, от утренн.. тумана, к молчалив.. лесу, зимн.. лесом, пушист.. покрывалом, от рыхл.. снега, в тепл.. пальто, чудесн.. запахом, от птичь.. говора, в глубок.. овраге.
Учащиеся должны вставить окончания в прилагательные самостоятельно.
Затем выполняется коллективная п р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Что вам на уроке удалось?
– Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
Домашнее задание: упражнение 38, с. 168.