Урок № 82. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

0
702

Урок № 82. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Цели: углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и дее­причастных оборотов; выработать пунктуационный навык.

I . Словарный диктант.

Сложноподчиненное предложение, отточенный красно-синий ка­рандашик, восточноевропейские народы, вопросно-ответная система, отрежьте пол-огурчика, небезынтересная история, бьют за незаслужен­ные привилегии, обвешенный продавцом покупатель, поласкал собачонку, несмотря на ранение, прикосновение к неизвестному космосу, не смотря на свет лампы, подражая ровесникам.

II . Синтаксический разбор.

/. Без шапки, бледный, чуть живой, лишь поздно вечером я воротил­ся (Н. Некрасов). 2. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный серебряным сиянием луны.

III . Новый материал.

1. Наблюдение над предложениями, упр. 315.

В процессе учащиеся вспоминают, что такое деепричастный оборот, какова его роль в предложении. Вывод: деепричастие имеет значение добавочного сказуемого, всегда подчинено сказуемому.

2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

/. Поезд подошёл к станции, остановился и, готовясь тронуться дальше, тяжело отдувался (К. Паустовский). 2. Катер дал сигнал и, наби­рая скорость, шёл по косой линии к берегу (К. Паустовский). 3. Ветер ли­стья срывает, беснуясь (Овсянников). 4. Лётчик улыбался, шутил, но смотрел на старушку не отрываясь (К. Паустовский).

3. Учащиеся читают § 32 ( I абзац и примечание) и делают вывод об
обязательном обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями, исключая этимологические
деепричастия и фразеологические обороты.

Чертятся схемы:


IV. Тренировочные упражнения.

Упражнения 316, 317.

Синтаксический разбор предложений.

Мы спустились с лестницы, держась за перила, и вышли в сад. Я проснулся, услышав шум за стеной, и вышел из дому.

V . Задание на дом:

§ 32 ( I абзац), упражнение 318.