Урок № 82. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Цели: углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов; выработать пунктуационный навык.
I . Словарный диктант.
Сложноподчиненное предложение, отточенный красно-синий карандашик, восточноевропейские народы, вопросно-ответная система, отрежьте пол-огурчика, небезынтересная история, бьют за незаслуженные привилегии, обвешенный продавцом покупатель, поласкал собачонку, несмотря на ранение, прикосновение к неизвестному космосу, не смотря на свет лампы, подражая ровесникам.
II . Синтаксический разбор.
/. Без шапки, бледный, чуть живой, лишь поздно вечером я воротился (Н. Некрасов). 2. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный серебряным сиянием луны.
III . Новый материал.
1. Наблюдение над предложениями, упр. 315.
В процессе учащиеся вспоминают, что такое деепричастный оборот, какова его роль в предложении. Вывод: деепричастие имеет значение добавочного сказуемого, всегда подчинено сказуемому.
2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
/. Поезд подошёл к станции, остановился и, готовясь тронуться дальше, тяжело отдувался (К. Паустовский). 2. Катер дал сигнал и, набирая скорость, шёл по косой линии к берегу (К. Паустовский). 3. Ветер листья срывает, беснуясь (Овсянников). 4. Лётчик улыбался, шутил, но смотрел на старушку не отрываясь (К. Паустовский).
3. Учащиеся читают § 32 ( I абзац и примечание) и делают вывод об
обязательном обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями, исключая этимологические
деепричастия и фразеологические обороты.
Чертятся схемы:
IV. Тренировочные упражнения.
Упражнения 316, 317.
Синтаксический разбор предложений.
Мы спустились с лестницы, держась за перила, и вышли в сад. Я проснулся, услышав шум за стеной, и вышел из дому.
V . Задание на дом:
§ 32 ( I абзац), упражнение 318.