Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Г. Б. Остера; учить детей понимать юмор, развивать воображение, фантазию, речь учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Рассказ Юрия Ермолаева, который вы прочитали дома, называется «Воспитатели». Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»?
– Почему же писатель дал такое название рассказу? (Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками.)
– Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? (Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.)
– Прочитаем рассказ по ролям.
Несколько групп учащихся читают рассказ по ролям.
– Чтение какой группы вам понравилось больше других?
– Назовите лучшего исполнителя каждой роли. Объясните, почему так считаете.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня нас ждет встреча с писателем, который дает детям «вредные советы», который написал увлекательный «задачник», который знает, как сделать «Зарядку для хвоста», который знаком с Микробом, по имени Петька.
– Догадались, кто этот писатель?
– Совершенно верно, это Григорий Остер. Какое настроение вызывают у вас книги Григория Остера?
– Как вы думаете, почему?
– Помните, как Григорий Остер решил давать «вредные советы» непослушным детям, которые все делают наоборот? «Услышит такой ребенок вредный совет, сделает по-другому – и получится как раз правильно. Но недавно ученые догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребенка вредный совет действует как прививка от глупости. Теперь ученые разрешают читать вредные советы всем детям: и послушным, и непослушным».
– Ну что ж, раз уж даже ученые разрешают всем детям читать вредные советы, почитаем их и мы.
Учащиеся читают вредные советы, напечатанные в учебнике.
– Какие полезные советы скрываются во вредных?
– Знаете ли вы другие вредные советы от Григория Остера? Рас-скажите их.
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как «получаются легенды»?
– А вот Григория Остера волновал этот вопрос, и теперь он готов с нами поделиться своими знаниями.
Несколько учащихся читают рассказ-размышление Г. Остера «Как получаются легенды?»
– Что хотите сказать?
– Понравились вам легенды, описанные Г. Остером?
– Для чего родители рассказывают их своим детям?
IV. Итог урока.
– Что было особенно запоминающимся на уроке?
– Что бы хотели повторить? А что бы вы не стали делать?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: подготовить (по выбору учащихся) одно из произведений (или отрывок из него) Григория Остера, познакомить с ним одноклассников.